ул. Верхняя Дуброва, 38 ж
Работаем без выходных с 7:00 до 23:00
+7 (4922) 47-10-85

Селективная немота. Что такое селективный мутизм? Причины формирования мутизма у взрослых

Мутизм может развиться в разном возрасте, однако нечасто его диагностируют у пожилых людей. Данное патологическое состояние может быть рассмотрено с разных точек зрения.

В психологии мутизм может быть симптомом проблем с социализацией. Но также это нарушение возникает при неврозах, во время развития ряда психиатрических болезней. Очень часто подобное состояние является признаком истерии, тревожного расстройства. В некоторых случаях патологическая немота является одним из признаков кататонического ступора или шизофрении.

Стоит понимать, что нежелание разговаривать, обусловленное капризами или обидой, не является нарушением. Это, скорей, проявление характера и попытка манипулировать окружающими людьми. Мутизм же является серьезным нарушением, которое требует корректировки. Возникать состояние может ввиду разных причин. Некоторые основания для мутизма начинают формироваться с возрастом.

Причины элективного мутизма у детей

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность, застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР, дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, гематомами, опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке, тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Кто в группе риска?

Чтобы возник элективный мутизм, должны сойтись 2 фактора: генетически обусловленные особенности поведения и эмоционально агрессивная среда обитания.

Бывают семьи, в которых на протяжении многих поколений встречаются тревожность и излишняя застенчивость, неуверенность в себе. Ребенок, родившийся в такой семье, даже при изначально устойчивой нервной системе поневоле перенимает от взрослых паттерны (шаблон, образец, модель) патологического реагирования. Такой малыш по умолчанию боится всего нового – контактов, впечатлений, достижений.

Если для родителей дом представляется тихой гаванью, из которой нужно выходить в мир лишь в случае острой необходимости, если редко бывают гости, а выезды на пикники или концерты бывают в качестве исключения, то не следует ждать от малыша особого стремления к общению с кем бы то ни было.

Ребенок, общающийся в начале жизни с двумя-тремя взрослыми и постоянно сидящий дома, воспринимает замкнутость как норму. Любое посягательство на эту «норму» будет вызывать у него тревогу или неприятие, отторжение враждебного мира.

Другая проблема – отсутствие семейной любви к ребенку, его внутренняя изоляция среди самых родных. Дети от прошлых браков и случайных отцов часто страдают именно от того, что их внутренне не принимает мать или другие родственники. Это может быть и в полной семье, при родном отце, которому ребенок в чем-то мешает. В этом случае излечить элективный мутизм невероятно сложно, потому что он вызван тяжелыми проблемами.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации.

бость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Критерии диагностики

Элективный мутизм – явление редкое, его частота находится в пределах десятых долей процента (до 0,2%). Девочки болеют чаще.

Для того чтобы выставить такой диагноз, расстройство у ребенка должно соответствовать определенным критериям:

Ребенок может свободно общаться дома с родными или на улице с друзьями, но полностью замолкать при приближении к школе, кружку, секции или неприятному для него взрослому.

Несомненно, такая реакция относится к тревожной. Элективный мутизм – возможность для ребенка предотвратить вторжение в собственную личность или изолировать себя от ситуаций, который для него непереносимы.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии, вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития, нарушения артикуляции, дизартрии, фобии, тики, депрессия, энурез, энкопрез.

Лечение избирательного мутизма

Лечение избирательного мутизма зависит от вида патологии и может проводиться психиатрами, психологами, логопедами, психотерапевтами. У каждого из этих специалистов имеются свои методы терапии патологии. Лечение в любом случае предполагает учет причины развития недуга.

При медикаментозной терапии, применяемой психотерапевтами и психиатрами, в особых случаях назначаются транквилизаторы, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или седативные нейролептики. Медикаментозная терапия не является основной.

Обычно лечение избирательного мутизма начинают с «мультимодального подхода», подразумевающего применение широкого репертуара методик и техник. Наиболее эффективным в этом случае считается сочетание семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.

Лечение психологом основано на поведенческой методике. На занятиях у детей отрабатываются речевые навыки, при этом успешные попытки подкрепляются вознаграждением. Лечение подразумевает участие в коррекции патологии учителей, родителей, одноклассников. Начинают занятия с привыкания ребенка к собственному голосу.

С этой целью записывают его речь и дают прослушивать, обращая внимание на то, как красиво звучит голос ребенка. Постепенно, у него формируется потребность в произношении и общении. Затем в «компанию» вводятся новые собеседники. На первых порах это могут быть люди, которым больной доверяет, а затем группа расширяется за счет незнакомых. Обычно ими являются сверстники ребенка. Лечение предусматривает работу с собственным волнением, которое свойственно всем людям.

Вам также может быть интересно

Обычно они прекрасно развиты в физическом плане, имеют отличный слух, и тем не менее не разговаривают. Таким детям врачи ставят диагноз мутизм. Но иногда родители не знают, о чем им и думать. Дома малыш разговаривает, его не остановить, в детском же саду от него никто до сих пор не слышал ни единого слова. И если в первые пару дней все надеялись, что это простая стеснительность, то по прошествии недель или даже месяцев проблема вызывает серьезную озабоченность родителей. А обратившись по этому поводу за советом врача , они получают на руки странный на их взгляд диагноз «селективный мутизм».

Селективный мутизм никак не связан с обычной стеснительностью. Попав в незнакомую обстановку, все дети чувствуют себя неуютно, но смущение проходит по мере привыкания к новому месту. Однако, если ребенок на протяжении долгого времени так и не начал говорить, это является признаком отклонения развития речи.

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога, психолога, логопеда, окулиста, отоларинголога, сурдолога, дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм. Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения. Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Симптомы селективного мутизма

Статистика распространенности этого недуга не превышает 1% населения, что, вероятней всего, обусловлено недостаточным вниманием к проблеме и сложностью диагностики. Симптомы, что отличают избирательный мутизм от обычной скромности, таковы:

  1. Нормальная работа речевого аппарата, способность здраво рассуждать и формулировать свои мысли.
  2. Частые приступы «онемения» в конкретных жизненных ситуациях: на занятиях, в общении с вышестоящими по должности или может в присутствии определенного человека.
  3. Такой селективный, или как его еще называют элективный мутизм не является осознанным отказом разговаривать.
  4. Проявление симптомов не обусловлено наличием психических заболеваний, глухотой либо неразвитой речью.
  5. Избирательная молчаливость наблюдается на протяжении длительного срока – от одного месяца.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия, направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные. Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. Игровые техники позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии, артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Причины

Мутизм считается психопатологической патологией, так как способность к речи у больных сохраняется, но в силу определенных причин они не могут произнести что-либо, ответить на вопрос или издать какой-либо звук.

Ребенок или взрослый, страдающий от мутизма, действительно не может говорить и не пытаться «заставить» его. Это только усугубляет общий стресс и ухудшает состояние больного.

Мутизм может возникнуть как из-за физиологических, так и из-за психологических причин. Самыми распространенными причинами развития считаются:

  1. Психологические: стресс, сильный испуг, психотравмирующая ситуация (может возникнуть избирательный мутизм), сильное нервное потрясение (болезнь или смерть близкого, автокатастрофа, пожар, тяжелое заболевание и так далее)
  2. Психопатологии – является одним из симптомов аутизма, шизофрении, невроза, депрессии и некоторых других расстройств.
  3. Неврологические: выход из комы, травмы головного мозга, нарушение мозгового кровообращения, новообразования головного мозга, воспалительные заболевания и так далее.

В детском возрасте определить причину развития мутизма особенно сложно. Если он возник еще до того, как у ребенка появилась связная речь или в течение первых нескольких лет после ее установления (в 2-5 лет), исчезновение речи крайне отрицательно сказывается на состоянии развития интеллекта, вызывая общее отставание в развитии.

Таким детям может быть ошибочно выставлен диагноз «умственная отсталость» или «аутизм», в связи с чем они не получат соответствующее лечение, из-за чего интеллектуальный дефект еще более углубится.

У детей старше 6 лет и взрослых мутизм устанавливается на основании обследования, проведения различных исследований и ответов больного на вопросы – письменно, жестами или мимикой.

Литература

  • R. Lindsey Bergman. Treatment for Children with Selective Mutism: An Integrative Behavioral Approach. — OUP USA, 2013. — 137 p. — ISBN 978-0-19-539152-7. (англ.)
  • Thomas R. Kratochwill. Selective Mutism (Psychology Revivals): Implications for Research and Treatment. — Psychology Press, 2020. — 218 p. — ISBN 978-1-317-53271-2. (англ.)
  • Johnson M., Wintgens A. The Selective Mutism Resource Manual. — 2nd Ed. — Taylor & Francis, 2020. — 354 p. — ISBN 978-1-351-70269-0. (англ.)
  • Anstendig K. Selective mutism: A review of the treatment literature by modality from 1980—1996. (англ.) // Psychotherapy (англ.)русск. : journal. — American Psychological Association, 1998. — Vol. 35, no. 3. — P. 381—391. — ISSN 1939-1536. — doi:10.1037/h0087851.
  • Shriver Mark D., Segool Natasha, Gortmaker Valerie. Behavior Observations for Linking Assessment to Treatment for Selective Mutism (англ.) // Education and Treatment of Children : journal. — Johns Hopkins University Press, 2011. — Vol. 34, no. 3. — P. 389—410. — ISSN 1934-8924. — doi:10.1353/etc.2011.0023.
  • Bergman R. L., Piacentini J., McCracken J. T. Prevalence and Description of Selective Mutism in a School-Based Sample (англ.) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (англ.)русск. : journal. — Elsevier BV, 2002. — Vol. 41, no. 8. — P. 938—946. — ISSN 0890-8567. — doi:10.1097/00004583-200208000-00012.
  • Black B., Uhde T. W. Psychiatric Characteristics of Children with Selective Mutism: A Pilot Study (англ.) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (англ.)русск. : journal. — Elsevier BV, 1995. — Vol. 34, no. 7. — P. 847—856. — ISSN 0890-8567. — doi:10.1097/00004583-199507000-00007.
  • Dummit E. S., Klein R. G., Tancer N. K., Asche B., Martin J., Fairbanks J. A. Systematic Assessment of 50 Children With Selective Mutism (англ.) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry (англ.)русск. : journal. — Elsevier BV, 1997. — Vol. 36, no. 5. — P. 653—660. — ISSN 0890-8567. — doi:10.1097/00004583-199705000-00016.
  • Oerbeck B., Johansen J., Lundahl K., Kristensen H. Selective mutism: A home-and kindergarten-based intervention for children 3—5 Years: A pilot study (англ.) // Clinical Child Psychology and Psychiatry (англ.)русск. : journal. — SAGE Publications, 2011. — Vol. 17, no. 3. — P. 370—383. — ISSN 1359-1045. — doi:10.1177/1359104511415174.

Симптомы и виды

Проявления мутизма во многом зависят от причины возникновения патологии. Они могут сильно отличатся, но основной симптом –невозможность отвечать на вопросы или самостоятельно разговаривать.

Отличительные признаки:

  • отсутствие диалоговой и спонтанной речи;
  • сохранение способности понимать обращенную речь;
  • сохранение слуха;
  • отсутствие патологий речевого и слухового аппарата;
  • активное использование жестов, мимики и других невербальных способов общения;
  • сохранение способности использовать письменную речь, читать, набирать сообщения на телефоне или компьютере.

В зависимости от причины возникновения выделяют следующие виды:

  1. Истерический мутизм – возникает чаще всего у женщин, реже – у избалованных детей и людей с выраженным эгоцентризмом и желанием привлечь к себе внимание. При психогенной травме у них исчезает способность к спонтанной речи, это может вызывать сильнейший страх, агрессию, возбуждение и ряд других психологических реакций. Истерический мутизм, как правило, не продолжается более нескольких часов/дней и исчезает самостоятельно или под воздействием седативных препаратов. Такая патология может возникнуть у ребенка при сильном испуге в момент плача или истерики, «пропадает» способность к связной речи или к произнесению любых звуков.
  2. Логофобический мутизм – достаточно редкая форма, встречается у школьников, студентов и людей, вынужденных выступать при большом скоплении людей. Из-за страха услышать свой голос, у них может полостью пропасть речь. Восстановление речи в таких ситуациях может быть длительным и иногда требовать специального лечения.
  3. Избирательная форма элективного мутизма – возникает у детей младшего возраста, которые были разлучены с родителями или другими близкими людьми. Отрыв детей от привычных условий жизни вызывает глубокую психическую травму, которая может проявляться нежеланием ребенка общаться с кем-либо кроме людей, от которых его забрали. Для этой формы характерен «уход в себя» — ребенок не разговаривает, не стремиться к общению, становится мало эмоциональным или наоборот, плаксивым, агрессивным или неусидчивым.
  4. Селективный (элективный) – такой мутизм также характерен для людей, переживших психологическую травму. Они не могут разговаривать в определенных ситуациях: в момент сильного испуга, с какими-то людьми, при повторении психотравмирующей ситуации.
  5. Акинетический мутизм – кроме речевых для этого вида характерны и двигательные нарушения.
  6. Апалический мутизм – при этой форме исчезает не только речь, больной перестает реагировать на внешние раздражители, его сознание может угаснуть или он не воспринимает окружающее. Такое состояние приравнивается к коме.
  7. Эндогенный – возникает при развитии психических заболеваний. Под воздействием галлюцинаций, бредовых расстройств и так далее, больные не могут общаться с окружающими, он может быть избирательным или полным.
  8. Мутизм при неврологических и органических поражениях головного мозга – при этой форме человек теряет способность к активной речи, но у него отсутствуют признаки других психопатологий.

Психотерапевтическое лечение

Основной способ избавления от расстройства, применяемый с успехом много лет. Изучению этой проблемы посвятил много времени и сил детский психиатр Юрий Степанович Шевченко. Его монография «Элективный мутизм или красноречивое молчание» — максимально полный труд по этой проблеме.

Именно в рамках создания этой работы было выяснено, что средняя продолжительность расстройства до обращения к врачу составляет около 2-х лет. За это время все патологические навыки успевают прочно закрепиться, что создает дополнительные трудности в лечении. Были озвучены средние сроки успешного психотерапевтического лечения – от нескольких месяцев до нескольких лет. Также было указано на сложность данного феномена, на огромное количество его составляющих – от личностных до семейных проблем.

На первых порах лечения доктор Шевченко предлагает использовать арттерапию, а именно замену речи рисованием. Это органичный способ для маленьких детей, который их не пугает и позволяет выразить все свои переживания. В процессе направленного рисования обнаруживаются скрытые переживания, с которыми и предстоит работать в дальнейшем.

Часто для этого требуется использовать психоаналитические методики, в которые вовлекается вся семья. Скрытой причиной часто оказываются подавленные кризисы возрастной сексуальности, которым способствует невежество родителей. Этапы сексуального развития одинаковы для всех детей, но не всегда родители достаточно осведомлены о них, следствием чего становится неправильное реагирование.

Поведенческая терапия

Эта разновидность психотерапии имеет другое название – бихевиоральная. Вначале врач работает с ребенком без присутствия взрослых, один на один. На первом этапе малыша обучают реагировать на обращенную речь невербально, используя язык жестов – кивнуть головой, поднять руку. Если малыш все делает правильно, ему дают сладость или награждают каким-то другим образом – дают игрушку, хвалят.

Далее таким же образом добиваются произнесения отдельных звуков или гласных букв. Затем тренируются произносить отдельные слова. Далее следуют короткие предложения, которые затем удлиняются. Потом читают и учатся свободно говорить с врачом.

Когда речь один на один уже хорошо отработана, привлекается третий человек. Как правило, это вызывает некоторую заминку, но впоследствии преодолевается. Число людей, присутствующих при общении, постепенно увеличивается. Так преодолевается страх речи. Лечение считается завершенным тогда, когда малыш перестает смущаться незнакомых людей.

Вспомогательные средства психотерапии

Это различные предметы, которые можно с успехом использовать дома – маски, куклы, особенно средства для аудио- и видеозаписи.

Проблема прорабатывается вначале на неодушевленных предметах в форме сказки. Например, обыгрывается ситуация, когда кукла не может говорить. Ребенку предлагается в комфортной для него обстановке разъяснить родителям причину происходящего.

Видеозапись используется для того, чтобы показать малышу, находящемуся в неприятной обстановке – в классе, в новом доме – что его речь нормальна и выразительна. Достаточно в тяжелой для малыша ситуации прокрутить запись, на которой он хорошо говорит. Такое действие часто помогает быстро сдвинуть дело с мертвой точки.

Элективный мутизм – проблема, которая может быть успешно преодолена только при участии детского психиатра.

Лечение

Мутизм – достаточно распространенное явление, избавиться от которого можно только точно установив его причину, так как способы лечения эндогенного, истерического и неврологического мутизма сильно отличаются друг от друга.

Поэтому перед лечением такой патологии как мутизм необходимо проведение комплексного обследования:

  1. Сбор анамнеза – необходимо выяснить, как давно человек перестал отвечать на вопросы, какие еще возникли признаки заболевания и что предшествовало этому – эмоциональное потрясение, травма, потеря сознания, инфекционное заболевание и так далее.
  2. Консультация невролога – необходима для оценки неврологического статуса пациента: оценка наличия речи, сохранения двигательных и безусловных рефлексов, чувствительности, оценка работы глазодвигательных мышц, движения языка и так далее. Это помогает исключить поражения черепно-мозговых нервов, кровоизлияние в головной мозг и некоторые другие патологии.
  3. Консультация психолога или психиатра – для определения таких патологий, как: невроз, депрессия, шизофрения, аутизм и другие. Психиатр оценивает наличие или отсутствие психологической травмы, общее состояние психики больного, наличие психотических изменений в мышлении и поведении человека.
  4. ЭЭГ – проводится для оценки электрической активности участков головного мозга, которая может меняться при различных заболеваниях.
  5. МРТ головного мозга – самый информативный метод диагностики, который позволяет оценить наличие и величину поражения различных участков головного мозга.

Лечение мутизма должно быть этиологическим: после выяснения причины патологии ее стараются устранить. Для этого используют хирургические, медикаментозные и психотерапевтические методы.

  1. Хирургическое лечение применяют при необходимости удалить новообразование или удалении гематом в головном мозге.
  2. Медикаментозное лечение может включать в себя:
  • прием антипсихотических препаратов (Галоперидол, Рисполепт, Сонапакс) – при развитии психопатологии, сопровождающейся мутизмом;
  • прием антибактериальных препаратов – при инфекционном заболевании, из-за которого возникло воспаление головного мозга;
  • симптоматическое лечение: прием седативных препаратов (экстракт валерианы, пустырника, Персен, Азафен и другие) и препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (Церебролизин, Актовегин, Винпоцетин и так далее). В редких случаях необходим прием антидепрессантов: Амитриптилин, Паксил, Флуоксетин и другие.
  1. Психотерапия – необходима при психологических причинах развития мутизма и очень эффективна при других причинах расстройства, так как невозможность говорить всегда вызывает расстройство психики у больного.

Описание заболевания мутизм

Прежде всего подобным психомоторным заболеванием заинтересовался К.О. Ягельский, который среди основных симптомов истерического расстройства указал мутизм. Затем в работу подключился знаменитый немецкий психиатр Э. Крепелин, взявший за основу своей деятельности исследования Карла Людвига Кальбаума (основоположника учения о кататонии). Оба специалиста считали, что мутизм является одной из составляющих нарушений, которые происходят из-за двигательных расстройств. Данная теория довольно долго практиковалась в немецкой медицине до тех пор, пока за дело не принялись французские психиатры.

Учитель Зигмунда Фрейда, Ж-М. Шарко, рассмотрел мутизм в контексте такого заболевания, как истерия. Свои выводы он объяснил тем, что его пациенты после перенесенного стресса на некоторое время теряли дар речи, понимая при этом обращенные к ним вопросы. К тому же они могли четко описать на бумаге все то, что ощущали на момент исчезновения у них возможности говорить.

В наши дни среди специалистов точки зрения относительно мутизма несколько расходятся. Психологи считают его неспособностью найти свое место в социуме. Неврологи придерживаются мнения о том, что он является самым обычным неврозом. Психиатры не настолько лояльны в своих выводах. Они относят описываемое заболевание к психическим отклонениям наравне с шизофренией и истерией.

Причины возникновения мутизма

Данная патология может развиться в любое время. Следовательно, причины мутизма стоит рассматривать с точки зрения возрастной категории.

Факторы-провокаторы развития мутизма у детей

Озвученное состояние у подрастающего поколения в некоторых случаях путают с тяжелыми психическими заболеваниями. Подобные выводы не совсем соответствуют истине, потому что истоками специфической немоты у детей становятся следующие факторы:

  • Деформация речевых органов . При короткой уздечке или «волчьей пасти» у ребенка нарушается вербальная деятельность, вследствие чего он может замолчать.
  • ЗПР . При задержке психического развития дети не всегда до конца понимают поставленные им вопросы. Защитной реакцией у них при этом может стать «добровольная» немота.
  • Шизофрения . Тяжелое психическое заболевание всегда характеризуется искажением сознания, которое часто сопровождается стойким мутизмом.
  • Аутизм . При данном недуге дети отличаются от своих ровесников не только погружением в свой внутренний мир, грациозно-вычурными движениями, но в некоторых случаях и мутизмом.
  • Генетическая предрасположенность . Если в роду ребенка уже встречались случаи подобной психомоторной патологии, то у него возрастает риск получить озвученное заболевание по наследству.
  • Сильный шок . В данной ситуации речь может идти о физическом или сексуальном насилии, смерти родителей или наблюдении в прошлом за критической ситуацией (терактом, стихийным бедствием, убийством, ДТП и т.д.). В качестве примера можно привести 6-летнюю девочку Салли (героиню фильма «Карточный домик»), которая после гибели отца-археолога замолчала. Ее матери пришлось приложить максимум усилий, чтобы ее малышка снова заговорила.
  • Изменение социального статуса . Многие дети в 3-летнем возрасте впервые переступают порог дошкольного заведения. Для некоторых из них подобный эксперимент становится настоящим шоком, поэтому воспитатели рекомендуют родителям в течение пары недель забирать своего малыша из сада сразу после обеда. Однако этого времени недостаточно для адаптации ребенка к новой среде. Немота в некоторых случаях становится защитным щитом от социума для маленьких особ. Подобный процесс может произойти и тогда, когда дети становятся первоклассниками.
  • Неправильное семейное воспитание . Некоторые родители считают, что крик, длительные нравоучения и даже физическая расправа пойдут их отпрыску только на пользу. При этом они совершенно не стесняются выяснять между собой отношения прямо в присутствии ребенка. В итоге их сын или дочка замыкается в себе и перестает разговаривать с домашними тиранами.

Причины формирования мутизма у взрослых

В более старшем возрасте мутизм обычно проявляется у представительниц прекрасного пола. Однако специалисты приводят примеры, когда этот диагноз ставили и взрослым мужчинам. Предпосылками формирования мутизма у взрослых можно считать следующие факторы:

  1. Повышенная чувствительность . Если данное качество сопровождается гипертрофированной мнительностью, то вполне возможно, что после при очередной импульсивно-эмоциональной реакции человек приобретет описываемый синдром.
  2. Инсульт . После перенесенного нарушения кровообращения у пострадавшей стороны констатируется поражение тех участков головного мозга, которые отвечают за речевую деятельность.
  3. Проблемы с голосовыми связками . Вызваны они могут быть как их повреждением, так и полным параличом этих мышечных складок.
  4. Удаление гортани . Подобное хирургическое вмешательство проводится в случае диагностирования в данной области злокачественных новообразований.
  5. Перенесенная кома . При выходе из этого состояния пострадавший сначала узнает близких, понимает их, а уже затем восстанавливает свою собственную речевую деятельность.

Разновидности мутизма

Данная патология имеет пять форм, каждая из которых обладает своими особенностями:

  • Кататонический мутизм . Подобное расстройство является немотивированным фактором, потому что механизм его образования не зависит от влияния внешних обстоятельств. Ничто при этом не мешает человеку общаться, но в основе его мутизма лежит такое понятие, как негативизм.
  • Психогенный мутизм . Само название разновидности описываемого заболевания говорит о том, что речь идет о посттравматической реакции на перенесенные тревожные или трагические события.
  • Истерический мутизм . При подобном конверсионном расстройстве личности некоторые особы молчанием хотят привлечь к себе внимание общественности. Озвученная психологическая немота присуща обычно детям и женщинам. Специалисты отметили тот факт, что у пожилых людей озвученное явление встречается довольно редко.
  • Акинетический (органический мутизм) . В данном случае речь пойдет о серьезных поражениях головного мозга. Опухоли и огнестрельные раны могут стать причиной развития расстройства такого рода.
  • Избирательный мутизм . В определенной ситуации и только с ограниченным кругом людей человек с таким диагнозом готов завязать диалог. В иных случаях на него нападает немота.

Что такое селективный мутизм?

Неспособность разговаривать может быть обусловлена нарушениями слуха или патологиями речевого аппарата. Однако, если человек, свободно общающийся в одних условиях, внезапно «проглатывает язык» в других, велика вероятность, что это селективный мутизм. Такая избирательная немота появляется в ответ на сильные потрясения или психологические травмы. Например, высмеянный одноклассниками на уроке ученик может в дальнейшем замолкать, только переступая порог класса, в остальное время не демонстрируя никаких патологий речи.

Основные симптомы синдрома мутизма

Некоторые люди немногословны от природы и стараются отделаться жестами при поставленном им вопросе (киванием головы, разведением рук). Однако можно заподозрить человека в мутизме даже при знакомстве, если он проявляет следующие черты характера личности:

  1. Нервность . Любой из нас боится того момента, что он может быть кем-либо высмеян. Некоторые особы, которые не обладают чувством такта, могут даже в грубой форме «поддержать» диалог фразами «глухих повезли» или «вытащи вату из ушей». В итоге ребенок или взрослый с озвученной проблемой уже заранее будет ждать насмешек и начнет нервничать.
  2. Социальная неуклюжесть . Сложно чувствовать себя, как рыба в воде, в коллективе или наедине с одним человеком, если возникшая немота не дает возможности вступить в диалог. Именно по этой причине люди с синдромом мутизма выглядят «белой вороной» в социуме.
  3. «Колючесть» . Некоторые особы (особенно дети) не только проявляют болезненную молчаливость, но и возводят вокруг себя невидимую стену. Любого, кто попытается пересечь ее границы, они воспринимают в штыки.
  4. Чрезмерная застенчивость . Даже очень стеснительные персоны односложно отвечают своему собеседнику. Люди с поставленным диагнозом «мутизм» могут максимум при помощи жестов среагировать на поставленный им вопрос.
  5. Заторможенность . При наличии психологической немоты, которая сопровождается задержкой психического развития, окружающие в итоге имеют дело с особой, которая практически не реагирует на них.

Все перечисленные черты характера личности вовсе не означают, что речь идет о человеке, с которым не стоит иметь дело. Люди с синдромом мутизма не являются гордецами, а просто не в состоянии смотреть в глаза другим особам. Виной этому становится тот фактор, что, кроме озвученной проблемы, они дезадаптированы в социуме.

Признаки, по которым можно определить данную патологию, довольно ярко выражены. Симптомы мутизма у детей и взрослых выглядят обычно следующим образом:

  • Избегание вербального общения . Некоторые люди могут говорить, но по какой-либо причине наотрез отказываются это делать. В итоге они постараются отвечать или с помощью жестов, или будут избегать любых контактов с окружением.
  • Ясность мыслей . Если речь не идет о ЗПР, шизофрении или истерии, человек с признаками мутизма отлично может анализировать происходящие вокруг него события.
  • Способность излагать осознанное на бумаге . При той же афазии люди не смогут произвести озвученные действия. Во время «обета молчания» человек не лишается подобных навыков.
  • Склонность к невербальной манере общения . Таким особам иногда вполне достаточно ответить на вопрос киванием головы, разведением рук или при помощи мимики.

Диагностика заболевания мутизм

Сложнее всего сделать заключение относительно ребенка, потому что грань между его простым капризом, актом протеста и психологическим расстройством бывает очень условна.

Некоторые родители-оптимисты уверены, что «добровольная» немота пройдет сама по себе по мере созревания их отпрыска. В итоге заболевание принимает хроническую форму, и на его лечение понадобится уже большое количество времени. Во избежание озвученных последствий при первых же тревожных симптомах проводится следующая диагностика мутизма:

  1. Общий сбор сведений . Терапевт прежде всего проанализирует, как протекала беременность будущей мамы и какие травмы/инфекции она перенесла во время вынашивания плода. Затем он выявит реакцию маленького пациента на прививки, а также проследит за динамикой его развития. Далее психолог, опираясь на диагностику терапевта, поговорит с ребенком, чтобы выявить все его тайные и явные фобии, чтобы правильно в дальнейшем организовать курс лечения.
  2. Осмотр у невролога . Озвученный специалист проведет ряд исследований, которые будут включать в себя оценку качества речи, рефлексов, ритма дыхания малыша или подростка. Затем он измерит ребенку давление и проанализирует наличие/отсутствие у пациента каких-либо патологий неврологического характера (косоглазие, асимметрия лица и т.д.).
  3. Краниограмма . Чтобы сделать выводы о том, как выглядит мозг пациента (объемы, строение), делается рентгеновский снимок черепа.
  4. КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) . Озвученные методы диагностики выполняют ту же функцию, что и краниограмма, но с более точным и развернутым результатом.
  5. ЭЭГ (электроэнцефалография) . Без анализа уровня электрофизиологических процессов, которые протекают в мозге ребенка, невозможно создать полную клиническую картину такого психомоторного заболевания, как мутизм.
  6. Анализ мочи и крови . Кроме основных показателей, специалисту необходимо будет ознакомиться с уровнем гормонов в озвученных жидкостях биологического характера.

По мере необходимости родителям придется пройти ряд дополнительных исследований. Возможно, необходима будет консультация у дефектолога, логопеда и психиатра.

Диагностика селективного мутизма

Чтобы излечить ситуативную невозможность говорить, нужно вначале распознать расстройство. Диагностика в данном случае состоит из таких этапов:

  1. Установление анамнеза и анализ жалоб. Доктор сверяет имеющиеся симптомы с характерными для селективного мутизма, собирает информацию о событиях, предшествовавших их проявлению.
  2. Исключение иных диагнозов. Прием у невролога, логопеда, электроэнцефалография и МРТ помогут установить отсутствие патологий в мозговой деятельности или речевом аппарате и убедиться, что проблема лежит в психологической плоскости.
  3. Обращение к психотерапевту для подтверждения диагноза «селективный тревожный мутизм» и планирование терапии.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации