ул. Верхняя Дуброва, 38 ж
Работаем без выходных с 7:00 до 23:00
+7 (4922) 47-10-85

Взрослые дети с диагнозом «ОКР»: дома все с ног на голову

Высказывайте поддержку

Чрезвычайно полезно озвучивать своему родственнику или другу свою веру в то, что он способен справиться с ОКР. Следует поддерживать своего близкого и помогать ему концентрироваться на каждой промежуточной цели. Наши клиенты с ОКР часто жалуются на то, что родственники не осознают, какого труда им стоят даже небольшие продвижения в борьбе с болезнью. Поэтому Ваша похвала за «маленькие» достижения (например, сокращение пребывания в ванной на 5 минут) может стать сильным мотиватором для дальнейшего прогресса.

Убеждение иногда тоже может творить чудеса, но только если применять его благоразумно. Если позволить своей поддержке перерасти в напор и давление, то запросто можно получить результат, противоположный желаемому. Человек может начать сопротивляться такой «помощи», вплоть до полного отказа от лечения.

Откажитесь от слова «должен»

Один из самых влиятельных психологов 20-го века Альберт Эллис своё научное мировоззрение в значительной мере базировал на критике долженствований, которые люди создают сами себе и предъявляют другим. Он указывал на то, что в действительности существует не так много вещей, которые человек «должен» или «не должнен» делать. Безусловно, большинство из нас согласится с тем, что никто не должен убивать, воровать и совершать насилие. Тем не менее, люди склонны употреблять слово «должен» в ситуациях где вовсе не требуется та жёсткость, которую это слово несёт в себе.

Проследите за тем, не изобилует ли Ваша речь подобными требованиями, когда Вы обращаетесь к своему близкому. Желательно свести к минимуму указания на то, что он должен чувствовать, к чему он должен быть готов или что он должен сделать. Чаще всего можно подобрать другие слова, которые выполняют функцию слова «должен», но не будут звучать так требовательно. Ниже приведено несколько примеров.

  • Требование: «Ты должен делать это упражнение 30 минут»
  • Можно сказать: «Прошло 23 минуты. Осталось еще 7. Попробуй продержаться»
  • Требование: «Ты не должен бояться»
  • Можно сказать: «Я понимаю, как тебе страшно»
  • Требовние: «Ты не должен всё время думать об этих цифрах. Это просто глупо».
  • Можно сказать: «Тебя наверное уже так замучили эти навязчивые цифры. Было бы здорово, если бы ты поделал экспозицию к ним».

Старайтесь не давать разубеждений

Поиск разубеждений у родственников (с целью получить успокоение) является такой же вредной компульсией, как и все остальные. Вредна она тем, что не позволяет человеку свыкнуться с неопределённостью, которой пронизано всё наше существование, а также лишает его способности доверять самому себе, своим органам чувств. Но тут возникает непростой вопрос: как отказать в разубеждении любимому человеку, который охвачен страхом и умоляет успокоить его? Скорее всего с первого раза это не получится. Если Вы в течение нескольких лет участвовали в этом ритуале, то Вы стали частью порочного круга, выход из которого наверняка будет сопряжён с некоторым стрессом для Вас обоих.

На семейных психотерапевтических сеансах мы подробно инструктируем родственников о том, как действовать, если их близкий обращается за разубеждением.

Вкратце основные правила тут таковы: а) разубеждения следует заменять ответами, которые содержат в себе неопределённость; б) отказ от разубеждений должен быть заранее запланирован и согласован с человеком, которому Вы помогаете.

Тема ОКР Поиск разубеждения Альтернативный ответ
Загрязнение Как ты думаешь, этот стол достаточно чист? Бактерии есть везде, на этом столе скорее всего тоже.
Перепроверки Как ты думаешь, когда я проезжала предыдущий перекрёсток, не могла кого-то сбить? Вспомни, терапевт сказал, что за рулём всегда присутствует риск сбить кого-то. Больше я ничего не знаю.
Сексуальная ориентация Скажи, если я оцениваю внешность мужчин — это значит, что я гей? В своей ориентации невозможно быть уверенным на сто процентов.
Религия Я попаду в ад? Я не знаю.

Альтернативные ответы желательно согласовать с терапевтом, и они не должны быть неожиданностью для клиента. В них не должно быть сарказма. Здесь вполне допустимо использование юмора, но не издёвок.

Диагностика

Тем, кто заподозрил у себя подобное заболевание, следует обратиться к психологу, потому как вылечить невроз навязчивых состояний самостоятельно сложно, а само заболевание может прогрессировать долгие годы.

На приеме врач определит:

  • наличие навязчивых обсессий;
  • скрытые признаки компульсии;
  • изменение привычного образа жизни пациента;
  • сложности общения с окружающими.

Остановка мысли. Представляет собой своеобразную игру, в которой пациент должен абстрагироваться от проблемной ситуации и определить значимость происходящего в его жизни.

Когнитивно-поведенческие методики. Начинается лечение по методике с осознания пациента, что он болен. Постепенно он вводится в состояние, в котором его прежние переживания перестают быть проблемой.

Методики лечения

Заболевание имеет обширный комплекс симптомов, но общие принципы лечения ОКР такие же, как у неврозов и других психических расстройств. Наибольший эффект и стойкий результат дает медикаментозная терапия.

Лечение с помощью медикаментов начинается после постановки диагноза, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Врач учитывает:

  • возраст и пол больного;
  • социальное окружение;
  • симптомы ОКР;
  • наличие сопутствующих заболеваний, способных отягощать состояние.

Главной особенностью обсессивно-компульсивного расстройства являются длительные периоды ремиссии. Состояние флюктуации часто вводит в заблуждение, прием лекарства прекращается, чего делать категорически нельзя.

Без врачебного назначения не разрешается регулировать дозировку препаратов. Хорошего результата можно достичь только под наблюдением специалиста. Интенсивная терапия, назначенная самостоятельно, не поможет избавиться от проблемы.

Одним из спутников ОКР является депрессия. Антидепрессанты, используемые для ее излечения, значительно смягчают симптоматику ОКР, что может спутать общую картину лечения. Кроме того, окружающие должны понимать, что не нужно принимать участие в ритуалах больного.

Отличные результаты в лечении ОКР продемонстрировали:

  • серотонинергические антидепрессанты;
  • анксиолитики бензодиазепинового ряда;
  • бета-блокаторы (для купирования вегетативных проявлений);
  • ингибиторы МАО (обратимые) и триазиновые бензодиазепины («Алпразолам»).

В первый год медикаментозной терапии явных признаков улучшения может не быть, это связано с волнообразным протеканием заболевания, что обычно сбивает с толку и родственников, и самого больного.

Из-за этого меняют лечащего врача, дозировку препаратов, сам препарат и т. д. Медикаменты, применимые для диагноза ОКР, имеют «накопительный эффект» — должно пройти длительное время для видимого и стойкого результата. Чтобы вылечить больного, часто используют такие таблетки и уколы, как «Фенибут», «Феназепам» и «Глицин».

Психотерапия

Главная задача психотерапевта — установить контакт с пациентом. Продуктивное сотрудничество — главный залог успеха в терапии при любом заболевании психического характера.

Психиатр обращается к пациенту, воздействуя на инстинкт самосохранения, внушает мысль о том, что бороться нужно, это совместный труд, для которого необходимо четко следовать назначениям врача.

Самым сложным этапом является преодоление страха перед медикаментами, пациент часто уверен в их пагубном влиянии на организм.

При наличии ритуалов на улучшение можно рассчитывать, только используя комплексный подход. Пациенту создают условия, провоцирующие создание ритуалов, стараясь предотвратить возникновение реакции на происходящее. После подобной терапии улучшение состояния демонстрируют 70% больных с ритуалами и фобиями средней тяжести.

В тяжелых случаях, как при панофобии, используют данную методику, направляя ее на понижение восприятия плохих импульсов, подпитывающих фобию, дополняют лечение эмоционально-поддерживающей терапией.

До наступления улучшения от медикаментозного лечения необходимо поддерживать больного, внушать ему мысли о выздоровлении, объяснять его нездоровое состояние.

И психотерапия, и лечение медикаментами главной целью ставят перед собой коррекцию поведения, готовность к сотрудничеству, понижение восприимчивости к фобиям. Для улучшения взаимопонимания, для коррекции поведения больного и его окружения, для выявления скрытых факторов, провоцирующих обострение состояния, необходима семейная терапия.

Больные, страдающие от панофобии, из-за тяжести симптомов нуждаются и в медицинской помощи, и в социальной реабилитации, и в трудотерапии.

Комплексная работа с психотерапевтом и сопутствующие ей занятия в состоянии дать отличный результат, усилить действие препаратов, но заменить медикаментозное лечение полностью ими нельзя.

Есть небольшой процент больных с ОКР, продемонстрировавший ухудшение состояния после работы с психотерапевтом, примененные приемы пробудили мысли, провоцирующие отягощение ритуалов или фобий.

Воздержитесь от критики

Экспозиция требует больших усилий. Иногда она вызывает сильный дискомфорт и страх. Меньше всего человеку с ОКР хочется слышать, что он делает что-то не так. Это не значит, что вы не можете подкорректировать выполнение упражнений, однако любые комментарии такого рода должны быть мягкими и аккуратными. Например, вместо того, чтобы сказать «Ты не выждал положенные 30 минут, перед тем как помыть руки!», можно сказать: «Ты продержался 20 минут, это очень хорошо. Задание требует 30 минут, но я уверена, ты справишься с этим в следующий раз». Человек, которому Вы помогаете, скорее всего делает максимум того, на что ему хватает сил в данный момент. Критика подрывает уверенность в себе.

Течение обсессивно-компульсивного расстройства

Это нарушение психики крайне редко проявляется эпизодически и поддается лечению полностью, до полного выздоровления. Самая распространенная тенденция в динамике ОКР – хронификация.

Большинство пациентов с таким диагнозом при своевременном обращении за помощью добились стабильного состояния, из общей симптоматики остались слабые проявления заболевания (частое мытье рук, перебирание пуговиц, счет шагов или ступеней, боязнь открытого или замкнутого пространства, панические атаки в легкой форме). Если удалось добиться стабильного состояния, без ухудшений, то можно говорить о вероятности уменьшения частоты проявлений ОКР во второй половине жизни.

Через некоторое время пациент проходит социальную адаптацию, симптомы психопатологического расстройства смягчаются. Первым изчезает синдром навязчивых движений.

Человек приспосабливается к жизни со своими страхами, находит в себе силы для поддержания внутреннего спокойствия. В данной ситуации большую роль играет поддержка близких людей, больной должен перестать чувствовать свое отличие и научиться сосуществовать с людьми, проявлять социальную активность.

Легкая форма ОКР характеризуется слабым проявлением болезни, без резких перепадов в состоянии, такая форма не нуждается в стационарном лечении, амбулаторного уровня достаточно. Симптомы угасают постепенно. С момента яркого проявления болезни и до стабильно хорошего состояния может пройти от 2 до 7 лет.

Если же проявления психастенического заболевания сложные, течение нестабильное, отягощенное страхами и навязчивыми фобиями, с многочисленными и многоступенчатыми ритуалами, то шанс на улучшение состояния мал.

Со временем симптомы укореняются, становятся стабильно тяжелыми, не поддаются лечению, пациент не реагирует на лекарства и работу с психиатром, происходят рецидивы после активной терапии.

Дифференциальный диагноз

Важным этапом постановки диагноза ОКР является исключение у больного других заболеваний со схожей симптоматикой. Некоторые пациенты демонстрировали симптомы обсессивно-компульсивного расстройства при первоначальном диагнозе — шизофрения.

Люди страдали от нетипичных обсессивных мыслей, смешивая религиозный и ритуальные темы с сексуальными фантазиями, или же проявляли необычное, эксцентричное поведение. Шизофрения протекает вяло, в скрытой форме, и необходим постоянный контроль состояния пациента.

Особенно если ритуальные поведенческие образования нарастают, становятся стойкими, возникают антагонистические тенденции, пациент демонстрирует полное отсутствие связи между поступками и суждениями.

Приступообразную шизофрению тяжело дифференцировать от затяжного обсессивного расстройства с множественной структурной симптоматикой.

Подобное состояние отличается от навязчивого невроза приступами тревоги, с каждым разом паническое состояние сильнее и дольше. Человек впадает в панику из-за того, что количество навязчивых ассоциаций выросло, они нелогично систематизированы.

Такое явление становится сугубо индивидуальным проявлением навязчивостей, то, что раньше больной мог контролировать, сейчас превратилось в хаос из мыслей, фобий, обрывков воспоминаний, замечаний от окружающих.

Любые слова и действия в свой адрес пациент трактует как прямую угрозу и бурно реагирует в ответ, часто действия непредсказуемы. Такая картина симптомов сложна, исключить шизофрению может только группа специалистов-психиатров.

Обсессивно-компульсивное расстройство сложно дифференцировать и с синдромом Жиля де ля Туретта, при котором нервный тик поражает всю верхнюю часть туловища, включая лицо, руки и ноги.

Пациент высовывает язык, корчит гримасы, открывает рот, активно жестикулирует, размахивает конечностями. Главным отличием синдрома Жиля де ля Туретта являются движения. Они более грубые, хаотичные, бессвязные. Психологические нарушения намного глубже, чем при ОКР.

Генетические факторы

Этот вид расстройства может передаваться от родителей детям. Статистические данные демонстрируют 7% родителей с подобными проблемами, чьи дети страдают от ОКР, но явных доказательств наследственной передачи склонности к ОКР нет.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации