ул. Верхняя Дуброва, 38 ж
Работаем без выходных с 7:00 до 23:00
+7 (4922) 47-10-85

Как поднять самооценку ребенку? Рекомендации и полезные советы психологов

Оценочное суждение о собственной значимости (или незначительности) формируется очень рано. Его первый и главный источник — родители, они — главные фигуры нашего детства. Поначалу их любовь безусловна и безотносительна, она не зависит от достижений и заслуг. А затем — реакция на первый рисунок, первый выученный стишок…

Где мы побоялись перехвалить малыша, что сделали не так, после чего он перестал любить себя и стал неуверенным в собственных силах? И как помочь ему избавиться от заниженной самооценки?

Прежде чем начать разговор о самооценке ребенка, родителям стоит посмотреть на себя. Свободны ли они сами от комплексов? Как оценивают собственную состоятельность как личность? Любой малыш несет в себе в психологическом смысле весь груз родительских ожиданий не только в отношении себя, но и их самих. Это очень сложная система, и разбираться в ней нужно с самого начала.

Признаки заниженной самооценки у детей

Застенчивость

Он чрезмерно стеснителен, избегает как встреч с новыми людьми, так и столкновений с новыми условиями и жизненными ситуациями. Иногда это может доходить до истерических проявлений. Следует понимать, что детям свойственна застенчивость, но ее слишком яркие проявления ненормальны.

Чрезмерное усердие, стремление к совершенству

Именно пониженная самооценка часто является причиной перфекционизма. Делая даже самое пустяковое дело, такой ребенок старается выполнить его таким образом, чтобы не было ни единого шанса подвергнуть его критике.

Ощущение постоянной опасности

Он старается постоянно быть рядом со взрослыми, особенно вне дома. Цепляется за руки, не отпускает от себя ни на шаг. А вдруг подойдет кто-то чужой и заговорит, да еще и задаст страшный вопрос «Как тебя зовут?»…

Повышенная осторожность

Если другие дети мало задумываются о последствиях, залезая на дерево, на забор или прыгая с качелей, то этому малышу свойственны проявления страха и осторожности. Он лучше отойдет в сторонку подальше от таких забав.

Нерешительность

Один из главных признаков низкой самооценки. Присущая обычным детям любознательность и желание попробовать все интересное здесь и сейчас в данном случае сменяется отложенным действием. Все новое откладывается «на потом». Даже получив в подарок долгожданный велосипед или коньки, они не ринутся тут же во двор испытывать их в деле, боясь получить отрицательный опыт. Лучше ничего, чем очередная неудача.

Еще несколько ошибок

Бывают и обратные ситуации, когда родители не дают подняться самооценке и пресекают такие попытки ребенка на корню:

  1. «Делай, как все, и не высовывайся». Этот пережиток в воспитании длится еще с советских времен. Ребенка приравнивают ко всем и не дают показать ему личные качества. Раньше вбивалось всем в голову, что все должны быть одинаковыми. Это очень неправильная позиция. В наше же время пришло время конкуренции, а значит, в нем побеждают только сильные. Как поднять самооценку ребенку? Если мальчик испытывает тягу к танцам, то не стоит его направлять в спорт, как всех. Может со временем он станет чемпионом по бальным танцам или известным на весь мир балеруном.
  2. Равнодушие. Очень часто родители в стремительности жизненного потока перестают замечать маленькие успехи, которые совершает ребенок. Максимум, что может услышать малыш – «Молодец». А ведь ему хочется так, чтобы оценили его нарисованный портрет или слепленную фигурку из пластилина. Ведь в раннем детстве чаще всего родители становятся единственными зрителями и слушателями малыша. Только они могут поддержать его и по достоинству оценить.
  3. Непринятие внешности. Самооценку можно разрушить в один миг, если хоть раз «пройтись» по недостаткам внешности ребенка. Чаще всего слова взрослых близких людей воспринимаются, как истинная правда. Ни в коем случае нельзя говорить дочке-подростку, что она сильно поправилась. Необходимо купить абонемент в спортзал и предложить ходить туда вместе или заняться на пару утренними пробежками. Очень часто замечания, которые были выставлены ребенку еще в детстве по поводу его внешности, перерастают в будущем в очень сильные комплексы.
  4. Чрезмерная строгость. Часто родители по любому поводу не упускают возможность наказать ребенка за любой даже саамы невинный проступок. Поэтому чадо в последствии боится совершить лишнее действие, чтобы не получить замечание. Впоследствии из такого ребенка вырастает очень неуверенный в себе взрослый.

Очень важно всегда держать руку на пульсе и чувствовать настроение своего чада. От этого будет зависеть результат воспитательных бесед или действий. Когда ребенок сильно взволнован, то не стоит его морально «добивать» еще больше. Пусть он немного успокоиться и тогда нотации пройдут более продуктивно.

Стоит отметить, что замечания и наказания на виду у других взрослых и детей также значительно снижает самооценку. Лучше по всем оплошностям и плохому поведению разобраться дома, а не в общественном месте.

А в кругу друзей ребенка вообще не стоит делать громкие замечания, иначе он может еще и потерять друзей, что приводит не только к снижению самооценки, но и возможной депрессии.

Можно ли понять причину?

Докопаться до глубинных причин заниженной самооценки очень и очень сложно. Это все равно что гадать, как выглядит корневая система незнакомого растения. Порой комплекс может развиться из-за одного сказанного неосторожно слова, которое все давно забыли. Все, кроме адресата. Более того, даже понять, что у маленького человека «что-то пошло не так», порой тоже непросто. Все перечисленные выше признаки или, на крайний случай, очень похожие симптомы можно найти и у совершенно адекватных в этом отношении детей. Разные характеры, разные темпераменты, разные нормы. Рассчитывать можно только на интуицию родителя, его чуткость к изменениям определенных моделей поведения собственного ребенка.

Родительская вина?

Чаще всего родители не стараются найти середину в манере воспитания и придерживаются одного из двух вариантов. Они или постоянно выполняют все действия малыша вместо него и при этом сообщают, что у него не получится. Или заставляют делать какую-либо работу ребенка самостоятельно, которая ему просто еще не под силу.

В первом случае малыш, в конце концов, поверит словам взрослых и сделает вывод, что сам не сможет ничего сделать. А во втором случае малыш устанет от безрезультатности своих действий и перестанет проявлять инициативу.

В большинстве случаев в плохой самооценке ребенка виноваты только взрослые. Поэтому нужно задуматься перед тем, как сделать чаду неуместное замечание или даже оскорбить его.

Как с ней бороться?

Заниженная самооценка требует обязательной корректировки, и первый, кто может и должен помочь маленькому человеку, — это мама. Искренняя похвала, акцент на успехи и достоинства, игнорирование любых неудач или их оправдание не зависящими от ребенка обстоятельствами — основные инструменты помощи. Подбадривайте малыша, хвалите и чаще говорите ему, как вы рады тому, что он у вас есть, как вам с ним повезло.

Если проблема растет на почве отношений со сверстниками, решать ее сложнее, и делать это нужно более тонко. Прямые обращения к обидчикам ничего не дадут и могут даже дать обратный эффект. Выясните причину такого отношения сверстников и помогите ребенку ее устранить. Если, к примеру, это насмешки из-за неуклюжести — записаться в спортивную секцию, проблемы с речью — начать посещать логопеда и т. д. Хорошо работают праздники, устроенные с участием одноклассников в его честь (например, на день рождения или по поводу успеха в какой-то области).

Завышенная самооценка

Завышенная самооценка настолько же негативно влияет на чадо, как и заниженная. Если у ребенка присутствует чувство собственного величия, то он будет вести себя высокомерно. Не будет учитывать мнение других людей в любых спорах. И будет думать, что он прав в каждой ситуации, которая с ним случается.

Ребенок с завышенной самооценкой, скорее всего, станет манипулятором. Главной целью его жизни будет управление людьми, которые его окружают.

Он будет видеть, что другие дети слабы. При этом, не будет замечать свои слабости. Даже если они есть.

Ребенок со слишком высокой самооценкой произносит фразы «Только я могу это сделать», «Нет никого лучше меня», «Я самый умный», «Я самый сильный», и так далее.

Чадо со слишком высокой самооценкой снисходительно относится к другим детям. Унижает и обижает их.

Завышенная самооценка — это плохо.

Заниженная самооценка

Заниженная самооценка — это тоже довольно серьезная проблема. Дети, которые имеют ее, неуверены в своих силах. Они боятся браться за важные дела. Поскольку думают, что не справятся с ними.

Дети с заниженной самооценкой постоянно пребывают в состоянии тревожности. Они воспринимают любые оскорбления на свой счет. Например, когда ребенок сидит в компании, состоящей из четырех человек, и один из собеседников говорит остальным «Вы дураки», то чадо начинает обижаться. Думает, что это оскорбление адресовано конкретно ему. А не всей кампании.

Дети, которые обладают заниженной самооценкой, морально страдают. Они круглосуточно пребывают в состоянии неуверенности. Думают, что они недостаточно красивы, умны и сильны. Это негативно сказывается на дальнейшей жизни ребенка.

Адекватная самооценка

У ребенка должна быть адекватная самооценка. Если он будет обладать ей, то сможет комфортно существовать в обществе.

Ребенок с адекватной самооценкой сможет добиваться своих целей. По-доброму общаться с другими людьми. Поддерживать их. Радоваться как чужим достижениям, так и своим.

Кроме того, ребенок с адекватным видом самооценки будет чувствовать поддержку родителей. Он будет знать, что его ценят, любят и уважают. А также будет понимать то, что в нем нуждаются.

Если ребенок вырастет в любви и уважении, то в будущем он сможет добиться высоких заслуг в карьере. И сможет построить крепкую семью.

Отметка в дневнике — не оценка личности!

Становясь старше, дети сталкиваются вопиющей по своей несправедливости и психологической безграмотности градации — по успеваемости. В школьном коллективе ярлыки «троечник» и тем более «двоечник» — это штамп, который очень трудно смыть и который определяет общее отношение к школьнику. Важно сформировать правильное отношение ребенка к этому вопросу. Отметка – это не только не оценка личности, но и даже не критерий знаний и способностей к обучению. И в конечном итоге только отношение к этому вопросу в семье может помочь школьнику не выстраивать порочных причинно-следственных связей и переносить их на себя.

Хвалите свое чадо!

Как поднять самооценку и уверенность ребенку любого возраста? Очень важное правило, о котором чаще всего забывают родители – это похвала своего чада. Причем не за красивую одежду или улыбку, а за поступки. Помог вам сложить вещи, пожалел котенка во дворе, донес сумку соседки – все эти действия заслуживают уважения и похвалы.

Существует мнение, что от лишнего внимания ребенок может разбаловаться. Тогда родители вообще забывают о своих функциях – главный оценщик действий малыша. Если ребенок постоянно остается без похвалы после своих положительных поступков, он со временем перестает их делать.

Как поднять самооценку ребенку в 5 лет? Этот возраст очень противоречивый относительно понимания чадом последствий своих поступков. Поэтому необходимо чувствовать меру в количестве замечаний ему сделанных за один день. Если постоянно говорить ребенку о его недостатках в поведении, то он запутается окончательно и выйдет из-под контроля.

Как правильно наказывать ребенка?

Формируя нормальную самооценку, очень важно не только поощрять ребенка, но и наказывать. Наказывая ребенка, необходимо придерживаться ряда правил.

  1. Наказание не должно быть во вред здоровью — ни психологическому, ни физическому. Более того, оно должно приносить только пользу.
  2. Если вы сомневаетесь, наказывать ребенка или нет — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно нерешительны и мягки. Никаких «профилактик».
  3. Одно наказание за один раз. Наказание может быть строгим, но только одно за все сразу.
  4. Наказание не должно быть за счет любви. Не отнимайте у ребенка ваше тепло, что бы ни случилось.
  5. В случае проступка, никогда не отнимайте вещи, которые вы дарили.
  6. В отдельных случаях вы можете отменить наказание. Даже если повысил на вас голос или набезобразничал хуже некуда, но при этом сегодня защитил слабого или помог больному. Только обязательно объясните ребенку, почему вы поступили таким образом.
  7. Лучше вообще не наказывать, чем наказывать с опозданием. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, не дают ему измениться в лучшую сторону.
  8. Наказан, значит прощен. Если случай исчерпан, не вспоминайте о «былых грехах». Не мешайте начинать новую жизнь. Вспоминая прошлое, вы сформируете у ребенка чувство «вечно виноватого».
  9. Никогда не унижайте. Если ребенок считает, что вы несправедливо поступили по отношению к нему, наказание может подействовать в обратную сторону.

Ребенка не наказывают в следующих случаях:

  1. Если он болеет или плохо чувствует себя.
  2. Перед сном, после сна, когда он кушает, во время работы или игры.
  3. Сразу после физической или душевной травмы.
  4. Когда ребенок, прилагая искренние старания не справляется с невнимательностью, страхом, раздражительностью, подвижностью и любым другим недостатком.
  5. Когда вам не понятны внутренние мотивы поступка.Когда мы устали, раздражены по каким-то определенным причинам или сами не в себе.

Не захвалите!

Стоит помнить, что при неправильном воспитании можно вырастить самолюбивого нарцисса. Поэтому с похвалой необходимо быть очень осторожными. Не нужно при каждом простом действии своего чада засыпать его поцелуями и почестями.

В этом случае ребенок не сможет разрознить значимость своих поступков. В коллективе запрещено разрешать одному участнику совершать поступки, которые запрещены остальным.

Обязательно нужно делать ребенку комплименты, но в отношении внешности такие слова не должны быть чрезмерно частыми. Малыш с раннего возраста должен чувствовать рамки дозволенного и вовремя остановиться в своих неправильных действиях, чтобы избежать положенного наказания.

Родители должны показать ребенку, что он не глава семьи, но его мнение дорого и учитывается. Прежде всего он – чадо, и должен уважать старших и прислушиваться к их мнению.

Проигрывайте ситуации

Предложите ребенку ситуации, в которых он должен изображать себя. Ситуации могут быть разные: взятые из жизни или придуманные. Дополнительные роли при разыгрывании могут выполнять родители или другие дети. Иногда стоит меняться ролями.

Примеры ситуаций могут быть следующими:

  1. В соревнованиях принимали участие ты и твой друг. Первое место занял ты, а друг был почти последним. Помоги успокоить его.
  2. Мама принесла три яблока тебе и братику (или сестричке). Каким образом можно поделить их? Почему?
  3. Дети из твоей группы в детском садике увлечены интересной игрой, ты опоздал. Попроси их принять в игру. Твои действия, если они откажутся принимать тебя.

Такая игра поможет малышу освоить действенные способы поведения и использовать их в реальной жизни.

Будьте внимательны к своим детям, хвалите и поощряйте их, проводите вместе с ними больше времени и вы поможете малышу наполнить его жизнь яркими красками и сделать его счастливее.

Выводы

Самооценка, прежде всего, формируется в семье, где проживает ребенок. От степени ее развития будет зависеть успех во всех жизненных сферах в дальнейшем. Именно в силах родителей подготовить дитя к будущей взрослой жизни.

Многие успешные люди не смогли достичь своих высот, если бы знали, что это невозможно. Как поднять самооценку ребенку в 13 лет? Прежде всего, нужно любить своего ребенка, прислушиваться к его мнению. В этом случае он раскроет свои крылья и полетит с уверенностью по жизни. Только уверенные люди могут достичь всех поставленных целей.

Все эти правила помогут понять, как поднять самооценку своему чаду. Тогда в семье воцарится спокойствие и умиротворение. Родители будут уверены, что наследник станет в будущем успешным человеком, а даже если какие-то цели не будут достигнуты, то большой трагедии в семье не случится.

Правильная помощь

Часто взрослые не придерживаются золотой середины даже в самом простом занятии – выполнении домашнего задания. Они или полностью выполняют его вместо детей или оставляют свое чадо наедине с нерешаемыми задачами.

Как поднять самооценку ребенку в 9 лет? Необходимо вместе выполнять такие задания, но не сразу говорить ответ, чтобы сэкономить свое время, а подтолкнуть ребенка к правильному направлению и тогда решение к чаду придет самостоятельно.

Очень важно предлагать свою помощь, а не навязывать ее. Ребенок должен обратиться сам за помощью, тогда он будет чувствовать вашу поддержку в спорных вопросах и в будущем. Поднять самооценку ребенку в 10 лет также можно таким способом.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации