Общие правила и рекомендации
- Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
- Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
- Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
- С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
- Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.
При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.
Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий. Сразу после оказания первой помощи человека помещают в реанимационное отделение, где проводят контроль состояния здоровья и проводят необходимые лечебные мероприятия. Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.
Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.
Работа родственников больного с логопедом-афазиологом
Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата — это регулярная и тщательная работа.
Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.
Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.
Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:
- Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
- Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
- Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома. Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
- Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
- Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.
Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!
Почему пропадает способность разговаривать
При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.
Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.
По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:
- Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
- Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
- Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
- Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
- Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.
Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.
Виды афазии
Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.
Различают следующие виды афазии:
- Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
- Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
- Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
- Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
- Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.
Классификация и симптомы речевых нарушений
При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.
Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.
Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:
- медикаментозная терапия;
- массаж;
- занятия с логопедом.
Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.
В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.
Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:
- ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
- гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
- кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
- диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).
Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:
- Глиатилин;
- Цераксон;
- Актовегин;
- Мексидол.
Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.
Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:
- От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
- Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
- Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.
Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.
Рекомендованные ниже практические упражнения помогут восстановить артикуляцию и улучшить работу лицевой мускулатуры. Вот несколько движений из предлагаемых рекомендаций, как вернуть речь:
- Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
- Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
- Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
- Высовывать свернутый в трубочку язык
- Почмокать губами.
- Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
- Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.
Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.
Массаж
Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:
- слюнотечение;
- «обвисание» щеки и уголка рта;
- проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).
Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.
Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.
Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:
- Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
- Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
- Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.
Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.
Со звуком “Б”:
- Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Со звуком “П”:
- Пошла Поля полоть в поле.
- Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
Со звуком “Л”:
- Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
- Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
Со звуком “В”:
- Вавилу ветрило промоклосквозило.
- Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.
Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.
Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.
В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:
- шишки сосны;
- калина;
- чабрец;
- можжевельник;
- шиповник;
- земляника;
- календула.
Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.
Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.
Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.
Степени дизартрии
Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.
Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:
- Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
- Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
- Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
- Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.
Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.
Виды афазии
Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:
- Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
- Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
- Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
- Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
- Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.
Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.
Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.
Подобные патологические изменения вызывают гибель клеток в речевом центре или прекращение передачи нервных импульсов от коры органа к голосовому аппарату. Насколько выраженными будут речевые изменения, зависит от отдела и обширности поражения головного мозга.
Упражнения для самостоятельного выполнения
Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.
Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:
- Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
- Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
- Верхней челюстью тянуться к подбородку.
Задания для языка:
- Вытянуть язык трубочкой.
- Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
- Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
- Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
- Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
- Издавать «цокающие» звуки.
- Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.
Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.
Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.
При невнятной речи и для улучшения голоса рекомендуется массировать язык обычной зубной щеткой утром и вечером. Это упражнение расслабляет орган и помогает улучшить речь.
Сколько восстанавливается речь
Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:
- оценка речевых нарушений;
- подбор тактики для устранения речевых отклонений;
- коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.
Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.
Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».
Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.
Перед тем, как восстанавливать речь после ишемического или геморрагического инсульта, врач проводит комплексную диагностику, по результатам которой оценивает состояние компонентов речи больного:
- определяет, насколько человек понимает обращения окружающих, включая сложные лексико-грамматические конструкции, каков объем восприятия слов на слух;
- насколько правильно больной строит свои высказывания;
- имеются или отсутствуют дефекты внутренней речи, трудности в формулировке высказываний;
- насколько полно человек контролирует свою речь.
По результатам проведенной диагностики врач определяет методику коррекции нарушений, например, с помощью логопедических занятий или практических упражнений. Не нужно надеяться, что добиться восстановления речи можно будет за короткий срок. В большинстве случаев требуется комплексная терапия с применением нескольких методов.
Геморрагический, ишемический инсульт требуют не только проведения логопедических и психологических занятий для коррекции нарушений, но и приема определенных препаратов, которые назначают на любом этапе восстановления:
- дегидратационных;
- нейрометаболических церебропротекторов;
- с рассасывающим действием;
- ангиопротекторов;
- витаминных средств;
- противосудорожных;
- гепатопротекторов;
- препаратов для регуляции эмоционального и поведенческого состояния.
Любое лекарственное средство назначают в индивидуальном порядке, с учетом особенностей нарушения речевой функции и степени изменений.
Занятия с логопедом
Что делать при потере речи после инсульта, подскажет логопед во время урока. В первую очередь врач определяет особенности нарушения функции, по которым в индивидуальном порядке составляет этапы восстановления. Логопедические упражнения в 30% случаев позволяют скорректировать выраженные расстройства уже к стадии выписки из отделения.
Далее занятия продолжают проводить в домашних условиях, но время от времени (каждый месяц или неделю) посещают специалиста для определения уровня восстановления речи. Достичь возвращения правильной речи можно, соблюдая следующие принципы реабилитации:
- систематическое наблюдение за реакцией на громкие и тихие звуки, голоса;
- постепенное повышение речевой нагрузки в процессе уроков;
- обучение произношению, наблюдая за тем, как человек понимает смысл произносимых речевых конструкций;
- больший уклон на то, что интересно больному, учет его пожеланий;
- использование музыкальных приемов, например, изучение названий, слов во время подпевания любимой песни;
- сочетание устной речи с рисованием: при невозможности произнести какое-либо слово, больной может нарисовать, что оно означает.
После того, как человек будет в состоянии произносить отдельные слова, хотя бы минимальный объем, можно изучать скороговорки для развития речи.
Чтобы нормализовать разговорную функцию, родным рекомендуется проводить с больным упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях. Сразу нужно понимать, что входящие в комплекс упражнения для человека, перенесшего инсульт, будут даваться очень сложно.
Итак, примерный комплекс речевой гимнастики, которая поможет восстановить речь у взрослого:
- сложить губы в трубочку, после вернув в исходную позу, стараться удержаться в обоих положениях по 5 секунд;
- верхней губой захватить нижнюю, удержаться 5 секунд, после вернувшись в исходную позу (то же самое проделать с нижней губой, стараясь захватить верхнюю);
- высунуть язык как можно дальше, удержаться в такой позе 3 секунды;
- облизать верхнюю и нижнюю губу, двигаясь справа налево, потом наоборот;
- язык сложить в трубочку, высунуть и удержаться в такой позе 3 секунды.
В комплексе с речевыми нагрузками проводят тренировку письма.
Назначают физиотерапевтические процедуры, среди которых – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, магнитотерапия, лазеротерапия, грязелечение, мануальная терапия.
Человеку, перенесшему инсульт, показано правильное питание с включением в рацион растительного масла, морепродуктов, овощей и фруктов, которые включают клетчатку и фолиевую кислоту. Важно урегулировать питьевой режим, выпивая в день не меньше 2 л. жидкости.
Из рациона убирают животный жир, копчености, острую, жареную, маринованную, кондитерскую пищу. Ограничивают до минимума соль, крепкий чай и кофе. Под запретом – спиртное.
Не менее эффективна народная медицина. Например, для приготовления отваров и настоев можно задействовать зверобой, чабрец, землянику, календулу, можжевельник. Такие средства помогают повысить защитную функцию организма, нормализовать деятельность сосудов в головном мозге.
Насколько быстро можно будет восстановить функцию, и каков прогноз потери речи, зависит от уровня патологических изменений в головном мозге. На период выздоровления влияет и быстрота обучения, особенности реабилитационного периода.
Вид приступа и наличие последствий | Срок выздоровления |
По ишемическому типу: минимальные неврологические дефекты, включая изменения в речевой функции | Полная реабилитация спустя 2-3 месяца |
По ишемическому или геморрагическому типу: выраженные неврологические изменения, стойкий дефицит речевой функции | Полная реабилитация спустя несколько лет, а иногда и больше |
По ишемическому или геморрагическому типу: тяжелые неврологические изменения, полная потеря речи, паралич одной стороны туловища | Полная реабилитация невозможна |
По статистике, чаще возможно полное восстановление речи при ишемическом инсульте. Более длительное восстановление функции наблюдается у лиц, перенесших геморрагический приступ.
Если не удалось избежать инсульта, не нужно отчаиваться и опускать руки. Большое значение в выздоровлении имеет настрой человека. Научно доказано, что положительное отношение к проблеме и желание вернуть утраченные функции в разы быстрее помогает полностью выздороветь.
Домашняя реабилитация
Основной курс лечения задает логопед. Ведь подбор упражнений, техник, определение типа афазии требует специальных знаний, опыта. Без них легко не рассчитать нагрузку, потерять самое эффективное для восстановления время.
Задачи домашней реабилитации:
- Поддерживать близкого. Во время реабилитации большинство пациентов переживают эмоциональный упадок. Плохое настроение усугубляется социальной изоляцией, физическими страданиями, зависимостью от других, медленным прогрессом. Ваша поддержка, одобрение помогут больному преодолеть этот сложный период, не бросить начатое.
- Выполнять комплексы упражнений, назначенных логопедом. Регулярность, полнота занятий, качество выполнения заданий – предпосылки хорошего результата. Напоминайте своим близким о необходимости тренировок, мотивируйте их к выполнению.
- Прием, контроль приема лекарственных препаратов. Нарушения памяти, способности к фокусировке – самые распространенные последствия инсульта. Из-за них многие пациенты забывают принимать лекарства. Будет здорово, если кто-то из домашних смог бы напоминать об этом.
Выполняя упражнения самостоятельно, соблюдайте следующие рекомендации:
- сфокусируйтесь на текущем задании;
- во время занятий вас ничего не должно отвлекать. Позаботьтесь чтобы все нужное, включая воду, вспомогательные предметы было под рукой;
- не спешите;
- не ленитесь, но и не забывайте о перерывах.
При нарушениях речи очень важно соблюдать базовые правила:
- Разговаривать с пациентом, даже если он не реагирует на обращения. Процесс стимулирует работу клеток мозга, отвечающих за восприятие речи. Это помогает также активизировать нейроны, участвующие в ее воспроизведении.
- Не переутомляйте больного излишним вниманием, постоянными тренировками. Даже самые простые действия, упражнения требуют от него приложения немалого количества усилий. Поэтому важно соблюдать баланс между работой, отдыхом.
- Подбадривайте близкого, радуйтесь его успехам. Это будет вдохновлять его на дальнейшую работу. Никогда не произносите в присутствии больного того, чего он не должен услышать.
- Разговаривайте спокойным доброжелательным тоном, четко и медленно. Если нужно повторить – повторите.
- Напоминайте близкому о необходимости говорить медленно, максимально четко. В случае неудачи – предложите сделать паузу. Через 2-3 минуты попросите повторить сказанное.
- Предлагайте больному пропеть сложные слова, когда возникают трудности с их произношением.
- Избегайте сложных речевых конструкций, лексики. Предложения должны быть короткими, емкими.
- Ожидайте обратной реакции. Многие люди, пережившие инсульт, отвечают с опозданием. Такая пауза иногда длиться до 30 секунд.
- Сопровождайте свои слова иллюстрациями. Указывайте на предметы, о которых говорите, показывайте фотографии событий.
- Смену темы разговора осуществляйте постепенно.
- Просите близкого повторить вам непонятные фрагменты слов.
Сколько ждать восстановление речи
Сказать, через какое время восстановится речь после инсульта невозможно. На скорость восстановления влияет:
- Сохранение способности к артикуляции. Когда пропала речь и человек издает лишь мычащие звуки, то научить говорить снова сложно.
- Характер афазии. Когда причиной стало нарушение функционирования мимических мышц, то обучение полноценному произношению звуков проходит легче. Пациентов, которые не могут вспомнить, как называется предмет или действие, приходится заново учить словам, объяснять, как строить фразы для выражения мыслей.
- Особенности ОНМК. Восстановление речи у пациентов после ишемического инсульта происходит быстрее, чем у лиц после мозгового кровоизлияния.
- Забота близких. Родственники, регулярно делающие с инсультником речевые упражнения и подбадривающие человека при небольших успехах, помогут лучше, чем занятия с логопедом после инсульта. Врач только поможет составить и постепенно корректировать программу реабилитации.
Даже учитывая все факторы, трудно определить: через сколько восстанавливается речь после инсульта. Родственников пациента предупреждают, что речевые функции придется тренировать долго: от нескольких месяцев до года и неизвестно, через сколько времени инсультник полноценно заговорит. В медицине известны случаи, когда больные учились разговаривать в течение нескольких лет, пока не достигли успеха.
Кроме того, неврологи и логопеды сразу предупреждают, что 100% гарантии восстановительные мероприятия не дают. Восстанавливается ли речь, прежде всего зависит от вида поражений речевых центров, а затем уже от качества проводимого лечения.
Логопедические упражнения в домашних условиях
Логопеды, вопреки предубеждению, работают не только с маленькими детьми с неразвитой речью — также в список их профессиональных обязанностей входит помощь взрослым, которые потеряли речевые навыки после инсульта или другой тяжёлой травмы, повлиявшей на ЦНС.
Для восстановительных процессов после инсульта есть свой комплекс упражнений — уже после 3-5 занятий с профессиональным логопедом родственники и другие ухаживающие лица смогут повторить их и заниматься с пациентом самостоятельно.
Прогноз лечения
При моторной афазии, когда трудно разговаривать из-за пареза лицевых мышц, прогноз благоприятен. Если лечение и логопедические занятия начаты сразу, то у большинства пациентов полностью восстанавливается способность говорить.
У пожилых людей из-за возрастного замедления метаболизма, мимика не всегда восстанавливается полностью, поэтому сохраняются незначительные нарушения речи: шепелявость, нечеткое произношение некоторых звуков. Но эти отклонения умеренные и человек может полноценно общаться с родными и друзьями.
Амнестическая и сенсорная афазии требуют долгой работы. Инсультника учат сначала узнавать слова или предметы, дополнительно работая над артикуляцией. Полное восстановление при этих видах почти не бывает – после долгих занятий удается научить человека воспринимать слова и узнавать родных. Чаще всего словарный запас у этой группы лиц ограничен, а обучение новым понятиям происходит тяжело.
При семантической афазии удается лишь улучшить дикцию и уменьшить парез лицевых мышц. Из-за поражения мозговых структур такие люди смогут общаться только простыми фразами.
После инсульта восстановление не всегда возможно, но это не значит, что нужно отказываться от посещения логопеда или не делать речевую гимнастику. В раннем восстановительном периоде, если пациент находится в сознании и способен выполнять упражнения – заниматься нужно. Даже если дикция не восстановится полностью, улучшение артикуляции и уменьшение тяжести пареза поможет при последующей реабилитации.