ул. Верхняя Дуброва, 38 ж
Работаем без выходных с 7:00 до 23:00
+7 (4922) 47-10-85

Предупреждение и профилактика асоциального поведения

Описание

Антисоциальность

отличается от асоциальности тем, что во втором случае индивид относится к социальным нормам с безразличием и непониманием, и не стремится противодействовать им[4].

А. Л. Венгер о[4].

Разумовская о, а также, что «антисоциальное поведение проявляется не только во внешней поведенческой стороне, но и в изменениях ценностных ориентации и представлений, то есть в деформации системы внутренней регуляции поведения личности»[3].

Определение понятия

Отклонение от общепринятых социальных норм определяется как девиантное поведение. Примеры этого явления достаточно многочисленные. При этом специалисты из различных сфер по-своему определяют девиантное поведение:

  • С точки зрения социологии можно сказать, что это явление, представляющее реальную угрозу для выживания человека в обществе. При этом речь идет как о самом девианте, так и о его окружении. Кроме того, происходит нарушение процессов усвоения информации, воспроизводства общепринятых ценностей, а также саморазвития и самореализации.
  • С точки зрения медицины нарушение межличностных взаимодействий и поведенческие отклонения вызваны наличием нервно-психических патологий разной степени выраженности.
  • С точки зрения психологии девиантное поведение представляет собой антиобщественный способ разрешения конфликтных ситуаций. При этом присутствует стремление нанести ущерб собственному и общественному благополучию.

Качества антисоциального поведения

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева согласно DSM-IV выделяют следующие отрицательные качества лиц с антисоциальным поведением[5]:

  1. частые уходы из дома с невозвращением на ночь;
  2. склонность к физическому насилию, драчливость с более слабыми сверстниками;
  3. жестокость по отношению к другим и издевательство над животными;
  4. сознательное повреждение собственности, принадлежащей другим;
  5. целенаправленные поджоги;
  6. частое враньё, вызываемое разнообразными причинами;
  7. склонность к кражам и грабежам
  8. стремление к вовлечению лиц противоположного пола в насильственную сексуальную активность.

После 15-летнего возраста у носителей антисоциальных расстройств проявляются следующие признаки[5]:

  1. трудности в учёбе, связанные с неподготовкой домашних заданий;
  2. трудности в производственной деятельности, связанные с тем, что такие лица часто не работают даже в тех случаях, когда работа доступна для них;
  3. частые, необоснованные отсутствия в школе и на работе;
  4. частые уходы с работы без реальных планов, связанных с дальнейшим трудоустройством;
  5. несоответствие социальным нормам, антисоциальные действия, носящие уголовно-наказуемый характер;
  6. раздражительность, агрессивность, проявляющиеся как по отношению к членам семьи (избиение собственных детей), так и по отношению к окружающим;
  7. невыполнение своих финансовых обязательств (не отдают долги, не оказывают финансовой помощи нуждающимся родственникам);
  8. отсутствие планирования своей жизни;
  9. импульсивность, выражающаяся в переездах с места на место без ясной цели;
  10. лживость;
  11. отсутствие лояльности к окружающим со стремлением «свалить» вину на других, подвергнуть риску других, например, оставляя открытой электропроводку, опасную для жизни. Несоблюдение правил техники безопасности при работе, сопряженной с риском для жизни. Стремление к рискованному автовождению с подверганием риску других.
  12. отсутствие активностей, связанных с заботой о собственных детях. Частые разводы.
  13. отсутствие угрызений совести по поводу ущерба, нанесенного другим.
  14. не представлены тревога и страх, поэтому они не боятся последствий своих действии.

Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева отмечают, что стремление взрослых наказать лиц с антисоциальным поведением «сопровождается невыполняемыми обещаниями не повторять такого поведения»[5].

Профилактика асоциального поведения учащихся

тишакова любовь сергеевна

Профилактика асоциального поведения учащихся

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

если кто-то на это способен?»

Серен Къеркегор.

В последние годы мы наблюдаем, значительный рост подростковых правонарушений, поэтому важность работы по их профилактике среди подростков на сегодняшний день стала уже очевидной.

Только системной работой и при соблюдении единства всех участников воспитательного процесса (педагоги, родители, общественность и др.)

возможны устойчивые результаты в коррекции асоциального поведения. Главная задача профилактической работы – найти «ключик»

к пониманию «трудного» ребёнка. Тот «ключик» , который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение. Необходимо помнить правило «Трёх «П» — Понять! Принять! Помочь!

Поведение некоторых учащихся в моем классе обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям. Это поведение называют девиантным. В моем 9 классе оно включает антидисциплинарные поступки. Чаще всего такое поведение — это реакция подростков на трудные обстоятельства, возникшие в их жизни. На мой взгляд, большая часть появляющихся отклонений в поведении ребенка связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

За последний год вместе с ребятами мы пережили разные кризисные ситуации: это и оценка своего тела, когда на слова «длинный»

, «неуклюжий» , «жирный» мальчики бросались в драку;это и оценка своей внешности: «я некрасивая» , «у меня волосы плохие» (девочка, «зачем нужны мне эти кудри»(мальчик) . Намеки и упреки окружающих вызывали бурную реакцию, искажали поведение. Рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. В связи этим они держатся более уверенно, естественно, они послушнее и требуют к себе меньше внимания. Но есть в классе низкорослые мальчики, которые, до недавнего времени представлялись окружающим маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывали потребность в опеке, проявляли мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены были постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость»

, находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению в классе.

В настоящее значительное влияние на поведение ребят оказывает половое созревание. У одних возникают эмоциональные нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность, у других появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

В 14-15 лет подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом.

К. любознательная, активная, всем интересуется, готова на добрые поступки и дела. Однако ее жизненный опыт еще мал, поэтому иногда трудно оценить поступок с позиции «хорошо – плохо»

. Она все делает для того, чтобы привлечь внимание окружающих, всегда быть в центре внимания.

Т. старается нравиться своей подруге, поэтому стремится копировать ее поведение и поддерживать во всем.

Н. чувствовал стеснение в кругу сверстников потому, что только у него не было сотового телефона, и от этого он чувствовал свою «ущербность»

в кругу сверстников. Проявив успешно свои математические знания, «поднялся» в глазах одноклассников.

А. и Ж. порывисты, очень подвижны, могут быть грубы в словах и поступках, иногда хитрят и лгут. Сверстники им не доверяют. Они разыми способами (порою ложными)

пытаются привлечь к себе их внимание. Требуются постоянный контроль со стороны родителей и педагогов.

Как классный руководитель, я использую различные формы и методы индивидуальной профилактической работы с учащимися.

Я изучаю индивидуальные особенности детей, их занятость в свободное время в учреждениях дополнительного образования, социальное положение и материально-бытовые условия проживания семей. По результатам данных обследований в начале учебного года составила социальный паспорт класса, выявила трудных детей, детей из социально-незащищенной категории; подопечных детей, детей «группы риска»

с целью последующей помощи.

С целью профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма, курения, повышения правовой культуры несовершеннолетних в классе ежемесячно провожу тематические классные часы, коллективно-творческие дела.Были проведены классные часы по темам: «Что для вас здоровый образ жизни?»

, «Права и обязанности подростков» , «Проблемы в современном мире» , «Скажем НЕТ курению» и другие.

Считаю, что профилактическая пропаганда в классе должна проводиться регулярно и целенаправленно, так как единичные бессистемные мероприятия не могут сформировать стойкие правильные убеждения у подростков.

Лекции и беседы сопровождаю ссылками на конкретные факты из жизни, привожу примеры из художественной и научно-популярной литературы, художественных фильмов, из средств массовой информации, освещаю юридические и правовые аспекты окружающего социума.

Хотелось бы чаще привлекать к профилактической работе сотрудников полиции, инспектора КДН, врача, психолога.

Эффективность воспитательно-профилактическойработы в классе является результатом огромного труда:

1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми,

2. Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.

3. Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

4. Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.

5. Слежу за выставлением оценок в дневник.

6. Контролирую занятость трудновоспитуемых детей в свободное время.

7. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.

8. Обучаю детей методам самовоспитания.

9. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.

10. Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.

11. В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.

12. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой.

13. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

14. Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

15. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

16. В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.

17. Стараюсь смотреть на вещи глазами подростка. Я считаю, что для достижения успеха в вопросах профилактики в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.

Важными направлениями своей работы считаю:

— установление доверительных отношений с родителями;

— разъяснение родителям причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т. д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений;

— формирование у родителей необходимости внимания к успехам ребенка и его потребности в признании;

— установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Несколько конкретных СОВЕТОВ ПСИХОЛОГА нам ПЕДАГОГАМ:

— Помните, любая деятельность сопряжена с сопротивлением материала. Ваш «материал»

, особенно трудно поддается обработке. Не готовьтесь к легким успехам, не теряйте самообладания и выдержки, когда оказывают сопротивление Вашим педагогическим усилиям. Для того чтобы зерна добра проросли, нужно время.

— Проявляйте заботу о своем хорошем настроении, эмоциональном тонусе, привлекательном внешнем виде. Научитесь отдыхать, снимать напряжение рабочего дня, видеть прекрасное, ценить дружбу. Помните, чтобы воспитывать других, надо самому быть гармоничным, счастливым человеком.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Гете:

«Учатся у тех, кого любят»

.

Чтобы изменять других, их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.

Литература

  • Венгер А.Л. Словарь терминов // Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Часть 1.. — М.: Генезис, 2001. — 160 с. — ISBN 5-85297-031-X. (недоступная ссылка).
  • Венгер А.Л. Словарь терминов // Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с..
  • Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Качества антисоциального поведения // Социодинамическая психиатрия.. — М., Екатеринбург: Академический проект, Деловая книга, 2000. — 460 с. — ISBN 5-8291-0015-0. (недоступная ссылка)
  • Разумовская П. Е. Особенности смысложизненных ориентаций девочек-подростков с антисоциальным поведением / Н. Л. Нагибина. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — М.: МосГУ, 2009. — 26 с. — 100 экз.

Основные причины

К сожалению, психологи до сих пор не могут точно определить круг причин, которые провоцируют девиантное поведение. Примеры позволяют составить лишь приблизительный перечень. Он выглядит следующим образом:

  • несогласованность поставленных целей с доступными средствами, которые могут быть использованы для их достижения;
  • снижение уровня ожиданий социума от конкретного индивида, что постепенно приводит к маргинализации;
  • пристрастие к алкоголю и наркотикам, ухудшение генетического фонда и другие социальные патологии;
  • психические заболевания различного характера;
  • отсутствие четкой мотивации, которая позволяла бы точно определить адекватные действия для конкретной ситуации;
  • социальное неравенство и несправедливость, побуждающие агрессию;
  • вооруженные конфликты, техногенные катастрофы и природные катаклизмы, которые нарушают человеческую психику.

Литературные примеры

Если вас интересуют примеры девиантного поведения, из литературы можно почерпнуть много интересного. Вот наиболее яркие из них:

  • Раскольников из произведения «Преступление и наказание» Достоевского демонстрирует пример девиантного поведения. Ради материальной выгоды он решается на убийство.
  • Поведение Чацкого в пьесе «Горе от ума» Грибоедова. Данный персонаж порой бывает вспыльчивым и абсолютно бестактным. Он выступает в роли обличителя чужих пороков, а также строгого судьи моральных устоев.
  • В романе «Анна Каренина» Толстого главную героиню также можно привести в качестве примера девиантного поведения. Супружеская измена, внебрачные связи, а также суицид являются ярчайшими признаками.
  • В «Педагогической поэме» Макаренко практически все воспитанники приюта так или иначе олицетворяют девиантное поведение. Данное произведение интересно в первую очередь тем, что талантливому педагогу удалось исправить ситуацию.
  • Герой произведения «Гобсек» Бальзака представляет собой довольно интересный пример девиантного поведения. Жадный ростовщик имеет патологическую склонность к накоплению. Как результат, в его чулане находят огромное количество материальных ценностей, а также еды, которая просто испортилась.

Примеры позитивного девиантного поведения

Все чаще в обществе можно столкнуться с таким явлением, как девиантное поведение. Примеры позволяют выделить ряд общих черт, которые присущи всем людям с данной проблемой. Так, девиантов можно охарактеризовать следующим образом:

  • вызывают резкую негативную реакцию и осуждение со стороны общества;
  • могут наносить физический или материальный ущерб себе или окружающим;
  • ненормальное поведение постоянно повторяется или же имеет постоянный характер;
  • присутствует социальная дезадаптация;
  • поведенческие девиации полностью согласуются с индивидуальными особенностями личности;
  • присутствует стремление к выражению своих личных особенностей.

Несмотря на то, что теоретические определения четко описывают поведенческие признаки, они не всегда в полной мере отражают сущность явления. Тем не менее, оглянувшись вокруг, вы удивитесь, как часто в обществе встречается девиантное поведение. Примеры из жизни следующие:

  • Люди без определенного места жительства. В силу сложившихся обстоятельств их поведение существенно отличается от общепринятых норм.
  • Просящие милостыню могут вызвать жалость или негативную реакцию со стороны окружающих. В любом случае в обществе, где подавляющее большинство обеспечивает себя материальными средствами посредством трудовой деятельности, такое поведение воспринимается неадекватно.
  • Проститутки вызывают осуждение с точки зрения нравственных устоев.
  • Наркоманы и алкоголики признаны девиантами не только в силу их зависимости от употребления определенных веществ. В состоянии опьянения они могут представлять реальную физическую угрозу для окружающих.
  • Как ни странно, монахи, с точки зрения общества, также считаются девиантами. Большинство людей не понимает желания отказаться от всех общественных благ и возможностей.
  • К гениям также относятся настороженно, несмотря на то что научно-технический прогресс прочно вошел в современную жизнь. Тем не менее отношение к людям с высоким уровнем интеллекта нельзя назвать негативным.
  • Убийцы, маньяки и прочие преступники осуждаются не только обществом. Законодательство предусматривает строгое наказание для них.

Рассматривая девиантное поведение, примеры из жизни можно приводить очень долго. Так, например, кто-то может отнести сюда людей искусства, тунеядцев, неформалов и так далее. В любом случае при желании человек может избавить себя от такой характеристики (независимо от того, является она приобретенной или врожденной).

Позитивное девиантное поведение — это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман — это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Вред самому индивиду и окружающим несет негативное девиантное поведение. Примеры — это преступления, проституция, алкоголизм, наркомания, а также многие другие противозаконные и аморальные действия. Нередко люди, которые совершают подобные действия, попадают в руки правоохранительных органов или на принудительное лечение к психотерапевтам. Кроме того, само общество создает фон презрения негативным девиантам.

Даже не задумываясь об этом, ежедневно мы встречаем ситуации девиантного поведения. Пример может быть следующим:

  • Физически здоровый молодой человек заходит в общественный транспорт и занимает свободное место. В этом нет ничего предосудительного, но на следующей остановке входит пожилой мужчина. Не желая уступать место, молодой человек начинает притворяться, что спит и не замечает старика. В большинстве случаев эта девиация обусловлена не только личными качествами, но и неправильным воспитанием.
  • Школьник постоянно нарушает дисциплину в классе, мешая учителю и своим сверстникам. К сожалению, такое проявление девиантного поведения часто вызывает резкую реакцию со стороны педагогов, что порождает еще большее сопротивление. Как правило, недисциплинированность школьников — это прямое отражение психо-эмоционального состояния и проблем в семье.
  • Социальное неравенство, трудности финансового характера, по идее, должны стимулировать людей к активной деятельности для преодоления данной ситуации. Тем не менее не у всех хватает силы воли для этого. Некоторые люди начинают употреблять алкоголь или наркотические вещества, чтобы уйти от реальности, что непременно вызывает общественное осуждение.
  • Люди стремятся к жизненным благам, но способы их получения у всех разные. Так, например, многие, не чувствуя в себе желания или сил заработать средства самостоятельно, прибегает к воровству.

К сожалению, не является редкостью девиантное поведение детей. Примеры, которые наиболее распространены, — это словесная агрессия (нецензурная брань, хамство и грубость), а также физическая атака (удары, укусы или толчки). У данного явления есть конкретные причины, основными из которых выступают следующие:

  • Генетическая предрасположенность к агрессии, которая передается от ближайших родственников. Стоит обратить особое внимание на заболевания, связанные с нарушениями слуха и зрения, задержкой умственного и физического развития, психическими расстройствами.
  • Влияние на психику ребенка внешних раздражителей. Это может быть связано с напряженной ситуацией в семье, конфликтами со сверстниками, предвзятым отношением со стороны педагогов.
  • Физиологические дефекты (речевые или телесные) нередко вызывают насмешки и негатив со стороны окружающих, а особенно — детей. Это вызывает в ребенке ощущение своей неполноценности, которое становится одной из основных причин агрессии.

Для профилактики и коррекции девиантного поведения у детей могут быть приняты следующие меры:

  • задача взрослых — вызвать у ребенка живой интерес к общению со сверстниками, а также педагогами, психологами и прочими взрослыми людьми, которые могут помочь в решении проблемы;
  • формирование знаний о культуре поведения в обществе и навыков живого общения с окружающими;
  • помощь в выработке адекватной оценки собственной личности, а также обучение приемам самоконтроля, которые позволят купировать приступы агрессии;
  • самостоятельное или совместное чтение художественной литературы, в которой содержатся положительные примеры правильного социального поведения;
  • организация ситуативных игр, в ходе которых дети будут самостоятельно моделировать способы выхода из конфликтов;
  • отказ от привычных порицаний и запретов в пользу конструктивного диалога, который направлен на то, чтобы объяснить ребенку, почему девиантное поведение недопустимо.

Животрепещущей проблемой является девиантное поведение подростков, примеры которого, к сожалению, многочисленны. Первые проявления можно заметить где-то в 12-13 лет. Это самый опасный возраст, когда у ребенка еще сохранилось детское восприятие мира, но при этом появилось непреодолимое желание показать себя взрослым.

  • побег из дома и бродяжничество;
  • курение, а также употребление алкоголя и наркотиков;
  • воровство;
  • объединение в «плохие» компании;
  • преступная деятельность;
  • увлечение экстремистскими идеями;
  • компьютерная зависимость;
  • ранняя половая жизнь;
  • опасные для жизни увлечения.

Известны примеры негативного и позитивного девиантного поведения подростков. Если с первыми все понятно, то вторые многие воспринимают, как нормальное проявление. Речь может идти о чрезмерном усилии в учебе или физическом развитии. Несмотря на то, что эти действия имеют положительную окраску, важно следить за тем, чтобы ребенок не уходил в себя, чтобы увлечения не замещали общение со сверстниками.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации