ул. Верхняя Дуброва, 38 ж
Работаем без выходных с 7:00 до 23:00
+7 (4922) 47-10-85

Профилактика заикания у детей: можно ли предупредить болезнь

Основные симптомы:

  • Депрессия
  • Замкнутость
  • Неестественное растягивание звуков
  • Повторение отдельных звуков
  • Повторение отдельных слогов
  • Повторение отдельных фраз
  • Появление фобий
  • Прерывание речи
  • Страх речи

Заикание определяется как специфическая форма нарушения речи, при котором происходит пролонгация (удлинение) или частое повторение слогов, звуков или слов. Заикание, симптомы которого также могут сопровождаться нерешительностью в речи или частыми в ней остановками, становится причиной разрыва ее ритмического течения.

Онлайн консультация по заболеванию «Заикание».

Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.

  • Описание заболевания
  • Симптомы
  • Лечение

Содержание

  • 1 История 1.1 Лечение заболевания у ацтеков
  • 1.2 Психологические особенности заикающихся
  • 1.3 Становление и развитие подходов к преодолению заикания

2 Типы заикания3 Признаки4 Распространённость5 Причины

    5.2 Механизм6 Факторы улучшения/ухудшения речи

      6.2 Условия, неблагоприятно влияющие на речь заикающегося6.3 Дети группы риска, у которых может возникнуть заикание7 Методики лечения8 См. также9 Примечания10 Литература11 Ссылки

      «О заикании: профилактика и преодоление недуга»

      Книга (она есть в лабиринте) адресована неспециалистам,

      поскольку эффективность преодоления заикания очень во многом зависит именно от них, причем не только от педагогов и родителей, но и от самих заикающихся. Однако все эти люди, более всех других заинтересованные в устранении заикания, в массе своей не имеют необходимого представления ни о самом заикании, ни о причинах его возникновения, ни о путях преодоления. Это неизмеримо затрудняет достижение положительных результатов логопедической работы, поскольку и сами заикающиеся, и окружающие их люди чаще всего невольно противодействуют этому в силу отсутствия у них необходимых знаний. Основной задачей данной книги является восполнение этого пробела путем донесения в доступной для неспециалистов форме необходимых для них сведений о заикании, путях его преодоления и профилактики.

      Книга рассчитана на родителей заикающихся детей, на педагогов дошкольных и школьных учреждений и на самих заикающихся, достигших соответствующего возраста. Может быть рекомендована также логопедам и студентам дефектологических факультетов педвузов.

      www.librero.ru

      История

      Вероятно, заикание появилось практически одновременно с речью, ведь упоминания о нём доходят до нас с древнейших времён. Заикались: египетские фараоны, персидский царь Батт, возможно, пророк Моисей (страдал неким дефектом речи, по описаниям похожим на заикание), римский поэт Вергилий, философ и оратор Демосфен (история о его заикании описана греческим писателем Плутархом (46—127 годы н. э.) в сочинении «Сравнительные жизнеописания»)[4]. Про царя Батта писал древнегреческий историк Геродот (484—425 годы до н. э.): «Говорит быстро, невнятно, спотыкается, недоговаривает окончания слов», благодаря чему на западе заикание получило название «баттаризм»[4].

      Лечение заболевания у ацтеков

      В своём фундаментальном произведении «Общая история дел Новой Испании» (1576 год) Бернардино де Саагун, опираясь на сведения ацтеков о лечении различных заболеваний, привел объяснение причины возникновения заикания, а также метод борьбы с ним:

      Заикание у детей происходит из-за того, что уже подросшие, они сосут молоко |у матерей|, и для |лечения| этого целесообразно отнимать их от груди и заставлять есть[5].

      Психологические особенности заикающихся

      О психологических особенностях заикающихся было известно учёным древности, что отражено в их трудах. Но эта проблема затронута в очень немногих работах и другим аспектам заикания уделено гораздо больше внимания. Учёные древности в своих упоминаниях о психологических особенностях заикающихся писали об использовании психических предосторожностей против заикания (Плутарх) и об особенностях характера заикающихся (Авиценна)[6]. В 19 в. в работах многих учёных, занимающихся заиканием, имеются ссылки на психологические особенности заикающихся. Учёные отмечают преобладание психической сферы над другими, говоря о причинах заикания, отмечают слабость воли, упадок духа и смущение (Меркель), преобладание недостатка именно воли как причины заикания (Винекен), влияние душевных волнений на состояние заикающихся и на само заикание (Беккерель, Отто, Безель, Шранк, Диффенбах, Блюме, Коломба, Коэн, Лагузен). Суммируя эти взгляды и, высказывая своё мнение, Сикорский И. А. выделяет такие особенности психики заикающихся, как:

      • робость и смущение в присутствии людей;
      • чрезмерная впечатлительность;
      • яркость фантазий, усиливающая заикание;
      • относительная слабость воли;
      • разнообразные психологические уловки для устранения или снижения заикания;
      • боязнь говорить в присутствии определённых людей или в обществе.

      Также большое значение в освещении практической помощи заикающимся того времени имеет история болезни заикающегося мальчика, в которой Сикорский И. А. тщательно и научно обоснованно даёт психологическую характеристику пациента, пытаясь дифференцировать его психологические особенности и помочь пациенту, используя их. Эта история болезни не приводилась ни в одном из известных литературных источников, хотя этот случай представляет собой пример учитывания психологических особенностей заикающихся и попытку связать их с практической помощью пациенту. Многие авторы считают, что такое тщательное исследование психологических особенностей заикающихся начинается только в XX в. Говоря об изменении и развитии взглядов на психологические особенности заикающихся учёных древности по сравнению с учёными XIX в., необходимым отметить, что в XIX в. появилась точка зрения о преобладании влияния психологического аспекта над всеми другими аспектами, влияющими на заикание. Также учёные XIX века конкретизировали и обобщили психологические особенности заикающихся, особенно это относится к монографии Сикорского И. А.

      В XX веке количество исследований по психологическим особенностям заикающихся значительно возросло. По сравнению с прошлыми веками, в исследованиях стало наблюдаться чёткое разделение заикающихся по возрастным группам и, в связи с этим, дифференцированный подход к ним. Учёные продолжили, и уточнили точку зрения авторов прошлого (Сикорский И. А.) о том, что заикание чаще всего проявляется в раннем возрасте и психологические особенности заикающихся также видны уже в раннем возрасте (Гиляровский В. А.). К началу XX века учёные пришли к пониманию того, что заикание — это сложное психофизиологическое расстройство (Либманн А.[7], Неткачев Г. Д., Фрешельс Э.[8], Гиляровский В. А.). К 30-м годам XX века и в последующие —60-е годы механизм заикания и, соответственно, психологические особенности заикающихся многие учёные нашей страны и зарубежных стран стали рассматривать, опираясь на учение Павлова И. П. о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза (Флоренская Ю. А., Поваренский Ю. А., Гиляровский В. А., Хватцев М. Е., Тяпугин И. П., Лебединский М. С., Ляпидевский С. С., Поварин А. И., Динкин Н. И., Кочергина В. С., Зееман М.[9], Совак М., Митронович-Моджеевска А., Беккер К-П.). В 70-е г. в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротической и неврозоподобной форм заикания. Учёные стали рассматривать психологические особенности заикающихся в зависимости от клинических форм заикания (Асатиани М. Н., Драпкин Б. 3., Казаков В. Г., Белякова Л. И.). Также к концу 20в. появились работы, которые с точки зрения не одной науки, а нескольких наук (психология, педагогика, медицина) тщательно исследуют психологические особенности заикающихся (Селиверстов В. И.[10], Шкловский В. М.[11]). Также появились работы, посвящённые частным вопросам психологических особенностей заикающихся (Волкова Г. А.[12], Зайцева Л. А.) Появление этих работ говорит о качественном изменении подхода к изучению психологических особенностей заикающихся, поскольку эти работы вобрали в себя большой опыт прошлых веков, систематизировали его и на основе этого, а также на основе использования сведений различных наук целостно представили, что такое психологические особенности заикающихся. Необходимо отметить, что работы по частным вопросам психологических особенностей заикающихся (особенности поведения в игре, особенности поведения в конфликтных ситуациях, особенности мыслительной деятельности и др.) появились только в конце XX века.

      Становление и развитие подходов к преодолению заикания

      Можно предположить, что первые сведения о психокоррекционной работе встречаются в изложенной Плутархом истории лечения Демосфена. Демосфен пользовался следующими методами и приёмами психокоррекции своего дефекта речи и своих психических особенностей:

      • декламация под шум морских волн;
      • выбор образца для подражания и подражание ему как в речи, так и в мимике и жестах (Перикл);
      • упражнения в беззвучном мысленном произнесении слов (в месте, удалённом от людей).

      В XIX веке многие учёные в своих системах лечения заикания (Итар, Ли, Коломба, Беккерель, Шервень, Блюме, Отто, Меркель, Шультесс, Лагузен Х., Кён Р.) не выделяли в отдельный раздел психическое лечение и предлагали использовать только отдельные приёмы психокоррекционного воздействия, такие как:

      • личное воздействие руководителями (Коломба, Меркель, Лагузен X.[13]);
      • отвлечение внимания больного от дефектной речи (Коломба, Отто) ;
      • использование художественной литературы для улучшения психического состояния заикающихся (Блюме, Кён Р.[14]);
      • построение речевого высказывания в мыслительном плане ещё до моторного воспроизведения (Безель).

      Большое значение для психокоррекционной работы с заикающимися в данный период имеет монография Сикорского И. А., в которой психическое лечение выделяется в отдельный раздел и предлагается Сикорским И. А. как неотъемлемая часть комплексного подхода к лечению заикания. Сикорский И. А. особо подчёркивает значение психического лечения именно для заикания и чётко формулирует план психического лечения. Такого плана лечения мы не встречаем в литературе от древности до конца XIX века. В начале XX века появились отдельные работы, посвящённые именно психокоррекционному воздействию на заикающихся (Неткачев Г. Д., Тартаковский И. И.). В работах Неткачева Г. Д.[15] и Тартаковского И. И.[16] появился качественно новый взгляд на психокоррекционные приёмы и методы воздействия на заикающихся. Неткачев Г. Д., в отличие от учёных прошлого, отвергает дыхательную гимнастику, которая неизменно входила во многие системы лечения заикающихся, говоря, что она плохо влияет на психическое состояние заикающихся, мешая психокоррекционной paботе. Неткачев Г. Д. составил чёткий план психокоррекционного воздействия, названный им «психологическим методом». У Неткачева Г. Д. мы встречаем план психологической помощи семьям заикающихся детей и им самим. Такого плана ранее не было в трудах учёных, хотя отдельные советы давались в монографии Сикорского И. А. В русле психологической помощи заикающимся детям важны появившиеся работы Гиляровского В. А.[17].

      Важной и определяющей в данный период времени является работа Тартаковского И. И., в которой он изложил последовательную и обоснованную практическим опытом, поддержанную крупнейшими учёными того времени, систему психотерапевтической работы с заикающимися. Эта система вызвала большие споры в 20-е годы XX века, что подтверждает её необычность и революционность. Мысль Тартаковского И. И. о том, что заикающиеся должны самостоятельно справляться со своими нарушениями — взять лечение в свои руки и, при этом, врачи, психологи, педагоги и другие специалисты будут только консультировать их — не встречалась в истории проблемы заикания от древности до времени, когда её предложил Тартаковский И. И. Также, важными, на наш взгляд, являются положения Тартаковского И. И. о коллективной психотерапии и об учёте индивидуальных особенностей заикающихся. Необходимо отметить тот факт, что система Тартаковского И. И., появившаяся в 20-е годы, органично связана со временем своего появления. Именно в 20-е г.г. во всех областях науки и культуры шли поиски и эксперименты, многие из которых впоследствии или совсем исчезли или сохранились в сильно изменённом виде.

      В 1950—1960-е годы К. М. Дубровским был предложен «Метод одномоментного снятия заикания». Это сугубо психотерапевтический метод, который представляет собой императивное внушение в бодрствующем состоянии. Метод Дубровского привлёк к себе такое внимание, потому что на тот момент в Советском Союзе практически не было реальных методов по эффективной коррекции заикания. Более того, те методы, которые были, не включали в себя ни психологический компонент, ни, тем более, терапевтический.

      Во второй половине XX века произошли важные изменения в психокоррекционной работе с заикающимися. Многие учёные стали рассматривать психокоррекционную работу как раздел комплексного медико-педагогического подхода по преодолению заикания (Ляпидевский С. С., Лебединский B. C., Селиверстов В. И., Шкловский В. М. и др.). По сравнению с XIX в. и началом XX в. учёные стали чётко разграничивать методы и приёмы логопедического воздействия и психокоррекционную работу. Появилось чёткое разделение методов и приёмов психокоррекционного воздействия по разным возрастным группам заикающихся (Драпкин Б. 3.[18], Волкова Г. А., Белякова Л. И.[19], Дьякова Е. А., Рау Е. Ю.[20], Карпова Н. Л., Некрасова Ю. Б. и др.). В данный период чётко наметилась тенденция значимости социальной реабилитации заикающихся как первостепенной задачи. В прошлом многие авторы ставили на первое место только избавление от заикания как от речевого дефекта. К концу века была разработана система социореабилитации заикающихся (Некрасова Ю. Б., Карпова Н. Л.), которая, опираясь на ряд наук (философия, психология, педагогика, медицина), развивает идеи комплексного подхода с целью интегративного воздействия на личность заикающегося в целом. Названные подходы имеют глубокие исторические корни. Комплексный подход к работе с заикающимися, учитывающий психокоррекционное направление, берёт своё начало от исследований Сикорского И. А., а современный интегративный подход к психокоррекционной работе в психологии и педагогике основывается на исследованиях Рубинштейна С. Л., Выготского Л. С., Лурии А. Р.

      Перспективы коррекционной работы связаны с индивидуально-ориентированным подходом к обучению и воспитанию, который успешно применяется в современных системах работы с заикающимися и имеется тенденция дальнейшего развития и углубления этого подхода в работе с заикающимися (Некрасова Ю. Б.[21], Л. З. Арутюнян-Андронова[22], Карпова Н. Л.[23], С. Б. Скобликова[24], Е. Ю. Рау и др.).

      Как объяснить окружающим, что заикание – это не смешно?

      – Давайте начнем с того, что иногда это действительно комично выглядит, особенно когда ранее человек с этим никогда не сталкивался.

      К тому же это навязывает нам кино. Важно помнить, что, когда человек не знает, как реагировать, чаще всего он улыбается. И это не потому, что он смеется над вами, а потому, что он сам в смятении и не знает, как действовать.

      Если вам не нравится, когда вы говорите, а окружающие улыбаются – просто скажите им об этом. Вы удивитесь, но это работает! Что же касается буллинга и насмешек в школе, то здесь сложнее. Дети жестоки и это факт. Не показывайте себя беззащитным и слабым.

      Защищайте себя и свое достоинство. Не бойтесь обращаться за помощью к родителям, школьному психологу или старшим друзьям.

      Типы заикания

      Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов[25]. Также выделяют смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

      В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типична коморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающие неврозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваются чуть медленнее сверстников. Электроэнцефалография (ЭЭГ)[26] в большинстве случаев выявляет патологическое либо пограничное функционирование головного мозга.

      При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха говорить) и избегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

      Правда ли, что после лечения заикание может вернуться?

      Заикание – это не ветрянка. Есть шестиугольник (гексагон) заикания Джона Харрисона. Пока система состоит из 6 элементов (речевое поведение, эмоции, восприятие, убеждение, намерение и физиологическая реакция в балансе), все хорошо.

      Как только какой-то элемент провисает, структура рушится и речь ухудшается. И тут важно понимать, чего именно не хватает, чтобы снова воссоздать баланс и гармонию. Советую почитать книгу Д. Хариссона «Переосмысление заикания».

      Важно помнить, что любой человек может начать заикаться в момент горя, большого напряжения, накала эмоций. Но это пройдет вместе с ситуацией. Постоянно заикаться человек не будет.

      Признаки

      Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

      Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.

      При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание.

      Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например социофобия, связанная со страхом перед речью. Возможны случаи социальной самоизоляции.

      Заикание у взрослых и детей, его формы

      Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи. Логоневроз преимущественно встречается у детей, а также взрослых. Как вылечить заикание, и какие симптомы недуга? Основные симптомы заикания или признаки начинают проявляться у детей еще до 12 лет, и сопровождаются клонико-тоническими судорогами. Чаще заикаться начинают мальчики.

      Многие учёные посвятили себя изучению того, что такое заикание, заикание лечится или нет, а также как бороться с заиканием? Впервые полная симптоматика заикания была собрана в издании И.А. Сикорского. С точки зрения учёных, причины заикания делятся на две группы: предрасполагающие и производящие.

      Что относится к группе предрасполагающие:

      • невропатическая обременённость родителей (инфекционные, соматические и нервные заболевания);
      • невропатическая индивидуальность заикающегося (ночные кошмары, напряженность, раздражительность);
      • поражение головного мозга.
      • клоническая – повтор лишь одного слова;
      • тоническая, когда человек при этом неоднократно повторяет одни и те же слова.
      • первое, с чего начинается методика — это развивается мелкая моторика рук;
      • происходит расслабление мышечного тонуса;
      • развивается двигательная и речевая координация;
      • и последний этап — развивается чувство темпа и ритма.
      • Подготовительный (ребенку создается полностью спокойная и ограниченная в общении обстановка, иными словами режим молчания при заикании).
      • Тренировочный (на данном этапе ребенка плавно переводят от тихой и спокойной речи к громкой и четкой, от спокойных игр к эмоциональным). Особенностью является то, что во время тренировки в занятия вовлечены не только дети, но и их родители. На этом этапе необходимо сделать так, чтобы ребенок перестал бояться общения.
      • Закрепительный (последний этап рассчитан на моделирование плавной речи, которая переходит в длительный рассказ и чтение). Это поможет узнать, как избавиться от заикания.
      • первый этап устранения заикания – это полное обследование пациента, что даст возможность установить истинную причину недуга;
      • этап второй — привычные манеры «ломаются» за счет занятий с психотерапевтом;
      • третий этап — тренировка речи в повседневной жизни и предупреждение рецидива.
      • Первый этап – упражнение «Ладошки». Станьте ровно, руки согните в локтях (локтями вниз), а руки перед собой (поза «экстрасенса»). В таком положение нужно сделать шумные, ритмические, короткие вдохи через нос, при этом сжимаю руки в кулачки, якобы хватательные движения. Не делая паузу, выполнить 4 вдоха, затем опустить руки и отдохнуть 4-5 секунду, после чего снова сделать 4 вдоха. Нужно произвести по 4 вдоха 24 раза. В начале упражнения может появиться головокружение. Ничего страшного, присядьте и отдохните, тем самым увеличив себе паузу до 10 секунд.
      • Упражнение «Пагончики». Исходное положение – стоя. Руки прижмите к животу на уровне пояса и сожмите в кулачки. На вдохе резко оттолкните руки вниз к полу. Плечи должны остаться не напряженными, руки выпрямленными до конца. Затем вернитесь в исходное положение и проделайте подряд 8 вдохов-выдохов. В идеале это упражнение нужно выполнить 12 раз по 8.
      • Упражнение «Насос» (накачивание шины). Исходное положение данного упражнения стоя. Ноги поставьте на ширину плеч. Сделайте небольшой наклон, руки внизу, якобы тянетесь к полу, но не касайтесь его. Во время второго наклона нужно делать шумный и короткий вдох через нос, заканчиваете вдох вместе с наклоном. Затем снова вернуться в исходную позицию и проделать это упражнение 12 раз.
      • программа проводит синхронизацию речи и слухового центра человека;
      • заикающийся человек говорит в микрофон, а программа подстраивается под него. При этом автоматически производится задержка в несколько миллисекунд;
      • «Speech Corrector» создана для того, чтобы задачи коррекционной работы могли облегчить состояние в течение жизни заикающегося.
      • Точка один расположена на внутренней стороне руки между запястьем и сухожильем. Руки необходимо держать ладонью вверх, и массировать точки поочередно.
      • Точка два — находится на внутренней стороне предплечья немного выше средней закладки запястья. Массируется также как и точка один.
      • Точка три, находится на наружной стороне плеча на 1 цунь (1/30 метра) выше складки не согнутого локтя. Пациент должен сидеть и опустить руки. Эта точка массируется так же, как и предыдущие две.

      Причины

      Причины возникновения

      Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока. Также есть вполне обоснованное мнение, что заикание возникает вследствие испуга в раннем возрасте у детей. Так, к примеру, многие заикающиеся утверждают, что дефект речи появился в раннем возрасте вследствие сильного испуга. У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем. Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стертая форма дизартрии, дислалия, ринолалия. Возникновению и закреплению заикания у детей способствуют патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и функциональности семьи в целом, а также характерологические черты родителей заикающихся[28]. Заикание может возникать у детей вследствие подражания заикающемуся родителю. Заикание зачастую возникает после перенесённых инфекционных заболеваний и может быть сопутствующим диагнозом при заболеваниях центральной нервной системы, чаще всего детский церебральный паралич (ДЦП).

      В 2020 году учёные выяснили, что у страдающих заиканием взрослых людей снижен региональный церебральный кровоток в верхней лобной извилине и в центре Брока, который отвечает за произнесение слов[29][30].

      Механизм

      Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

      В чем заключаются психологический и психолингвистический аспекты?

      Механизмы заикания активно изучаются с точки зрения лингвистики, чтобы точно определить момент спазмирования мышц речевого аппарата.

      Речевое общение разделено на такие этапы:

      1. Желание донести информацию, подкрепленное эмоциями и волевым усилием.
      2. Появление замысла в форме беззвучной речи, то есть, процессе мышления.
      3. Воспроизведение с помощью звуков.

      В «Механизмах коммуникативной речи» И. Абелев сделал вывод, что судороги начинаются, когда у говорящего сформировалось намерение и определенная программа, но трехфазную схему дополняет еще один пункт — этап готовности говорить.

      В этот момент у заики происходит сбой следующих систем:

      • энергетическая;
      • генераторная;
      • резонаторная.

      Следствием становится судорожное сжатие мышц, проявляющееся заиканием на последнем этапе.

      В целом, психолингвистические и психологические (психосоматика заикания) механизмы появления болезни у взрослых и детей разнятся. Распространенные объяснения:

      • невроз как следствие закрепленной непроизвольной реакции, изначально появившейся из-за проблем в произнесении слов различного происхождения;
      • расстройство функций речи, спровоцированное речевым дизонтогенезом и нарушениями в процессе формирования личности;
      • нервно-психическое расстройство, возникшее из-за сбоя процессов в коре головного мозга, нарушения связи между корой и подкоркой и сбоя единого темпа дыхания, артикуляции и голоса.

      Факторы улучшения/ухудшения речи

      Данные факторы индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила», «работающие» в большинстве случаев.

      Условия, благоприятно влияющие на речь заикающегося

      И. А. Сикорский в своей монографии «О заикании» рекомендовал «медленную речь, произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора, уменьшающего заикание.

      Условия, неблагоприятно влияющие на речь заикающегося

      Если заикание — невроз, оно усиливается, когда человек начинает нервничать, а также вообще при сильных эмоциях.

      Дети группы риска, у которых может возникнуть заикание

      В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

      Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 4 мая 2020 года

      .

      • дети, страдавшие в раннем возрасте спазмофилией . Такие дети имеют повышенную судорожную активность;
      • дети с тревожными чертами характера или наблюдающие конфликтные ситуации в семье;
      • дети с задержкой речевого развития (ЗРР ), алалией или дизартрией в возрасте от 3—6 лет;
      • дети с ранним ускоренным речевым развитием, когда предъявляются непосильные для ребёнка требования и происходят информационные перегрузки;
      • дети, имеющие в своём окружении людей с заиканием;
      • дети с двуязычием: раннее изучение двух и более языков провоцирует снижение адаптивных возможностей центральной нервной системы;
      • социально депривированные дети, которые проводят большую часть своего времени за компьютером и телевизором, так как это источник информационной перегрузки нервной системы.

      Много ли людей заикается?

      – Согласно одному исследованию, примерно каждый сотый человек заикается в большей или меньшей степени. А это примерно 75 миллионов человек на планете Земля!

      Кто-то заикался в детстве, а кто-то не признается себе в этой особенности.

      К слову, для логоневротика прятаться от себя и общества – нормальная тема. Я сама очень долгое время не признавала себя заикающейся и считала этот термин оскорбительным.

      К слову, чаще заикание встречается у парней, а девушки заикаются реже. И, как правило, у этих девушек больше мужских качеств характера.

      Это из собственных наблюдений, которые я связываю с различиями в активности полушарий мозга разных полов. Хотя точных данных нет, как и полномасштабных исследований.

      Методики лечения

      Лечение заикания в любом случае есть прямое или косвенное воздействие на речевую функцию, приводящее к улучшению состояния в результате компенсаторной реакции организма на тот или иной вид коррекционного воздействия. Ввиду того, что заикание имеет выраженную функциональную, личностную и социальную стороны, его лечение обязательно содержит терапевтическую, педагогическую и реабилитационную составляющие. При этом значимость и результативность педагогического и реабилитационного компонентов находятся в зависимости от индивидуальных способностей пациента воспринимать коррекцию. Поэтому лечение заикания — сложный и противоречивый процесс, далеко не всегда зависящий от качества применяемого метода.

      Существует ряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даёт гарантии 100 %. Все методы[источник не указан 3296 дней

      ] так или иначе делятся на рассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.

      Первые советуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь

      .

      Вторые концентрируются на нервной системе

      , считая заикание лишь одним из проявлений невротизма. Методик лечения заикания великое множество (см. ссылки), но единой «правильной» не существует.

      Все методики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видам терапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:

      • Логопедические
      • Психологические
      • Психотерапевтические
      • Логопсихотерапевтические
      • Социо-реабилитационные
      • Медикаментозные
      • Физиотерапевтические
      • Комплексные
      • Нетрадиционные.

      Терапевтическая организация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной, семейной, групповой и индивидуальной.

      Некоторые авторы систем коррекции заикания: Некрасова Ю. Б., Дубровский К. М., Громыко В. М..

      Неблагоприятные условия, способствующие развитию логоневроза у детей

      Разберемся, почему возникает заикание у мальчиков и девочек, что вызывает появление проблемы, с чем связано ее развитие.

      К неблагоприятным условиям, увеличивающим вероятность появления заикания, относят следующее:

      • Специфические свойства психики ребенка, которые закономерно изменяются с возрастом. Процесс формирование левого и правого полушария заканчивается в пятилетнем возрасте, в этот же период подходит к концу распределение псих.функций между полушариями.

        Речь, как высшая психическая функция, созревает медленнее всего и отличается повышенной чувствительностью. При этом у представителей мужского пола процесс еще более замедлен, что приводит к неустойчивости их ЦНС.

      • Физическая слабость ребенка.
      • Плохо развитые моторные функции, артикуляционные движения, нарушения в восприятии ритма,
      • психологическая стесненность, которая проявляется чрезвычайно острой реакцией на любой раздражитель. Причина — конфликтные взаимоотношения с окружением, невозможность понять и принять требования среды.
      • Дефицит позитивного, радующего ребенка, общения со взрослыми. Следствием становится эмоциональное напряжение, приводящее к психогенному заиканию.

      Появление сильного раздражителя, если ребенок попал в категорию повышенного риска из-за неблагоприятных условий, спровоцирует нервное расстройство и дефект речи.

      Примечания

      1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
      2. Жмуров В. А. Психиатрия. Энциклопедия. — T/O «Neformat», 2020. — С. 287.
      3. American Psychiatric Association. Highlights of Changes from DSM-IV-TR to DSM-5 (англ.). American Psychiatric Publishing (2013).
      4. 1234Ю. А. Фасенко, М. И. Лохов. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11. Медицина (2015). Проверено 7 января 2020.
      5. Саагун, 2013, с. 37.
      6. Сикорский И. А.. О заикании. — СПб.: Издание Карла Риккера, 1889.
      7. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., Т. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
      8. Фрешельс Э. Заикание. Ассоциативная афазия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., T.1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И.— М.: ВЛАДОС, 1997.
      9. 3ееман М. Заикающиеся дети // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т. Т. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И., М.:ВЛАДОС, 1997.
      10. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М.: ВЛАДОС, 1994.
      11. Шкловский В. М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Раз -дел 2/Составители: Белякова Л. И. , Дьякова E.A.— М. :Эксмо-пресс,2001.
      12. Волкова Г. А. Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи: Межвузовский сборник научных трудов / Ответств. ред. Белякова Л. И. — М.: Прометей, 1991.
      13. Лагузен X. Способ излечения заикания // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студен-тов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. В 2 т., Т. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
      14. Кён Р. Заикание. // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных, педагогических учебных заведений: В 2 т., T. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
      15. Неткачев Г. Д. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., T. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
      16. Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., T. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
      17. Гиляровский В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 т., T. 1, раздел 5 / Под ред. Волковой Л. С. и Селиверстова В. И. — М.: ВЛАДОС, 1997.
      18. Драпкин Б. З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Раздел 6. / Составители: Белякова Л. И., Дьякова Е. А. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
      19. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». — М.: Эксмо-Пресс, 1998.
      20. Pay Е. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников //Психотерапия в дефектологии: Книга для для логопедов / Со-став.: Вайзман Н. П. — М.: Просвещение, 1992.
      21. Некрасова. Ю. Б. Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся // Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя / Состав.: Вайзман Н. П. — М.: Просвещение, 1992.
      22. Арутюнян Л. З. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Раздел 5 / Составители: Белякова Л. И., Дьякова Е. А. — М.: Эксмо-Пресс, 2001.
      23. Карпова H. Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. Учебное пособие. — М.: Флинта, 1997.
      24. Скобликова С. Б. Заикание: лицом к лицу, М.: Руснеруд, 2010.
      25. Белякова Л. И. , Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М., 1998.
      26. Ретюнский К. Ю. Клиника и терапия заикания с неблагоприятным затяжным течением. // Диссертация кандидата медицинских наук. Челябинск, 1998.
      27. Личко А. Е. Глава 13. Неврозы / Заикание и энурез в подростковом возрасте и их отношение к неврозам // Подростковая психиатрия. — М.: Медицина, 1985. — 416 с.
      28. Скобликова С. Б. Заикание в вопросах и ответах. М.: С. Б. Скобликова, 2011.
      29. Заикание связано с недостатком кровоснабжения в одном из отделов мозга. chrdk.ru. Проверено 10 января 2020. (рус.)
      30. Desai J., Huo Y., Wang Z., Bansal R., Williams S. C., Lythgoe D. et al. (2017). «Reduced perfusion in Broca’s area in developmental stuttering.». Hum Brain Mapp38 (4): 1865—1874. DOI:10.1002/hbm.23487. PMID 28035724. (англ.)

      Аннотация к книге «О заикании: профилактика и преодоление недуга»

      Книга адресована неспециалистам, поскольку эффективность преодоления заикания очень во многом зависит именно от них, причем не только от педагогов и родителей, но и от самих заикающихся. Однако все эти люди, более всех других заинтересованные в устранении заикания, в массе своей не имеют необходимого представления ни о самом заикании, ни о причинах его возникновения, ни о путях преодоления. Это неизмеримо затрудняет достижение положительных результатов логопедической работы, поскольку и сами заикающиеся, и окружающие их люди чаще всего невольно противодействуют этому в силу отсутствия у них необходимых знаний. Основной задачей данной книги является восполнение этого пробела путем донесения в доступной для неспециалистов форме необходимых для них сведений о заикании, путях его преодоления и профилактики. Книга рассчитана на родителей заикающихся детей, на педагогов дошкольных и школьных учреждений и на самих заикающихся, достигших соответствующего возраста. Может быть.

      Книга адресована неспециалистам, поскольку эффективность преодоления заикания очень во многом зависит именно от них, причем не только от педагогов и родителей, но и от самих заикающихся. Однако все эти люди, более всех других заинтересованные в устранении заикания, в массе своей не имеют необходимого представления ни о самом заикании, ни о причинах его возникновения, ни о путях преодоления. Это неизмеримо затрудняет достижение положительных результатов логопедической работы, поскольку и сами заикающиеся, и окружающие их люди чаще всего невольно противодействуют этому в силу отсутствия у них необходимых знаний. Основной задачей данной книги является восполнение этого пробела путем донесения в доступной для неспециалистов форме необходимых для них сведений о заикании, путях его преодоления и профилактики. Книга рассчитана на родителей заикающихся детей, на педагогов дошкольных и школьных учреждений и на самих заикающихся, достигших соответствующего возраста. Может быть рекомендована также логопедам и студентам дефектологических факультетов педвузов.

      www.labirint.ru

      Ссылка на основную публикацию
      Похожие публикации