Возрастные кризисы личности – чередующиеся, временные проявления изменения психологического отношения человека к окружающей действительности, в зависимости от возрастного периода. Как правило, подобного рода явления носят негативный характер, что может способствовать стимулированию не только стрессового воздействия на психику человека, но и развитию некоторых психопатологических состояний и расстройств, например – состояния тревоги, фобий, депрессивноподобным расстройствам и так далее.
В некоторых случаях, для предупреждения развития патологических состояний необходимо вмешательство специалиста с вменением в состояние помощи медикаментозных средств. Однако, стоит отметить, что возрастные кризисы личности – явление физиологически нормальное, которое возникает у преобладающего количества людей и способствует для непосредственного развития личности, что обусловлено сменой жизненных ценностей. Но не все психологи и психотерапевты согласятся с таким утверждением, некоторые из них вполне уверенно считают, что появление возрастных кризисов у мужчин и женщин, есть процесс патологический, обусловленный рядом этиологических причин и зависимостей. И это нужно обязательно лечить, как любое психическое отклонение или расстройство.
Сила проявления и период возрастных кризисов всегда различны, хотя и присутствует некая привязка к определенному возрасту. Однако она является довольно условной, поскольку только индивидуальные особенности человека, окружающие социальные и микросоциальные факторы, носят решающий характер.
В отечественной психотерапии, не последнюю роль играют исследования Л. С. Выготского, который не рассматривал возрастной кризис как патологию. Он считал, что плавный переход в очередной возрастной кризис, особенно в детском возрасте, способствует формированию более сильной личности, обладающей волевым сопротивлением к негативным проявлениям окружающей среды. Однако, такой феномен уместен при условии не только плавного появления кризисного периода, но корректного отношения окружающих, или специалистов психологов, если необходимо их вмешательство.
Кроме того, по мнению Л. С. Выготского, резкий скачок в фазу кризиса и благополучное его преодоление способствует образованию нового витка характера в психологии человека ¬– факторов, способствующих придать некоторую описательную характеристику индивиду.
КАКИЕ ВИДЫ КРИЗИСОВ ЕСТЬ У ДЕТЕЙ
Психологи, составляя календарь развития ребенка, выделили основные, с которыми сталкиваются родители крох, детей-школьников и подростков. В нем выделено несколько основных кризисов, которые могут существенно испортить жизнь. Это:
— кризис новорожденного: начинается, когда кроха делает первых вдох;
— кризис 1 года: в этот период малыш начинает получать рамки;
— кризис 3 лет: этот период часто характеризуется, как «я — созидатель»;
— кризис 7 лет: ребенок начинает ассоциировать себя как полноценного члена общества;
— подростковый: основной причиной такого кризиса является половое созревание.
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ: КАКОВЫ ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Кризисы, как утверждают медики, необходимы для человека, т.к. позволяют ему развиваться, а не топтаться на одном и том же психологическом уровне. Одним из самых длительных можно назвать кризис новорожденности, который плавно перетечет в кризис 1 года. Если посмотреть на календарь развития ребенка до 1 года, можно понять, что кроху штормит совсем не по-детски. Ведь каждый новый кризис у него начинается раз в три месяца.
Самый первый кризис – новорожденности. Он возникает в тот самый момент, как только кроха появился на свет. Такой кризис часто проявляется еще с первым криком или на руках у принявшей младенца акушерки. Именно этот кризис считается одним из самых сложных, т.к. человек испытывает самое большое потрясение – попадает в огромный мир. Сказывается также и полное изменение физических параметров. 9 месяцев он жил в утробе, а тут яркий свет, ветерок, голоса, объемное пространство – и все такое незнакомое и непонятное. Справиться с такой лавиной новой информации крохе, естественно, очень сложно.
Малыш понимает, что теперь ему надо выживать как самостоятельной единице, при этом мир вокруг совершенно незнаком ему. Естественной чувство, которое возникает как ответная реакция на такое, — страх. И есть только одно, что дает ему в этот момент успокоение – мама.
Кризис новорожденности продолжает развиваться и дальше. Так, например, малыши спят подолгу. Многим кажется, что сон их в этот момент крепок, и кроха набирается сил. На самом же деле, психологи характеризуют этот сон, как полуявь, когда крошка находится в пограничном состоянии и дезориентирован в пространстве. Все крики ребенка, когда он просыпается, — это показ его неуверенности и незащищенности. Отличным средством успокоения для малыша в этот момент является материнская грудь. Чтобы пройти этот кризис достойно и не оставить особых последствий для ребенка, маме нужно всегда успевать прийти вовремя, чтобы малыш удостоверился, что он не брошен, а любим. В этот период, как считают психологи, у ребенка закладываются основы доверия миру.
Молодой матери стоит подготовиться к тому, что первый месяц жизни крошки будет достаточно тревожным. Поэтому ее задача – обеспечить ему спокойное и гармоничное развитие. Не стоит обрушивать на малыша лавину своей нежности и любви – делайте все дозировано.
Сигналом о том, что кризис новорожденности закончился, станет, так называемый комплекс оживления, когда на личике крохи начнет появляться улыбка при виде мамы, начнут отмечаться бурные двигательные реакции (дрыганье ножками и ручками), начнется гуление. Это будет означать, что крошка достаточно подрос и переходит к кризису младенчества.
КРИЗИС МЛАДЕНЧЕСТВА: В ЧЕМ ЕГО ВАЖНОСТЬ
На смену кризису новорожденности приходит кризис младенчества, который будет длиться до года малыша. Если посмотреть календарь развития ребенка по месяцам, можно будет увидеть, что новые навыки он станет приобретать буквально каждые пару-тройку месяцев.
Младенец в отличие от новорожденного уже начинает выстраивать собственные эмоциональные рамки с близкими окружающими его людьми. В числе основных достижений, которые он должен пройти к 12 месяцам: общение со взрослыми, ползание, хождение, умение садиться и вставать. Также малыш должен научиться ассоциировать предметы, брать в руки игрушки и перейти на полноценный стол.
Многие родители удивляются, насколько быстро идет развитие крохи в этот период. И оно действительно скачкообразное. Ни в одной другой возрастной форме вы не встретите таких быстрых изменений. В первые три-четыре месяца малыш должен научиться узнавать предметы, а до года он должен уже уметь формировать их цельный образ.
Именно в момент кризиса младенчества у крохи наблюдается развитие личности. У него уже меняются эмоции, спектр которых может стать значительно шире, он начинает испытывать чувство тревоги при появлении чужих рядом с ним, учиться общаться и коммуницировать с окружающими.
Когда приходит время крохе вставать на ноги и ходить, у него появляется четкое разделение: я и взрослый. Теперь он уже не так зависит от взрослого – может сам пойти, куда ему вздумается. А так как он приобретает больше автономии, ему уже начинают вводиться запреты. В результате кризис младенчества аккуратно и планомерно переходит в кризис 1 года.
Текст книги «Возрастные кризисы»
И. Г. Малкина-Пых Возрастные кризисы
Об авторе: Ирина Германовна Малкина-Пых – психолог, доктор физико-математических наук в области системного анализа и математического моделирования сложных биофизических систем, ведущий научный сотрудник отдела «Экология человека» Центра междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды Российской академии наук (ИНЭНКО РАН), автор книг «Справочник практического психолога», СПб. – Москва, «Эксмо», 2002, и «Психосоматика. Новейший справочник», СПб. – Москва, «Эксмо», 2003.
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Б.В. Кайгородов;
доктор медицинских наук, член-корр. Российской академии естествознания (РАЕ) О.Д. Барнаулов.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая вашему вниманию книга является справочным пособием по психологическому консультированию, психокоррекции, психотерапии в ситуации возрастных, или нормативных, кризисов в жизни человека.
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.
Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). При упоминании о кризисе имеется в виду острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта. Психологический кризис – это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами.
Кризисы можно классифицировать исходя из различных принципов, положить в основу их деления предсказуемость или непредсказуемость, причину возникновения и др. Они различаются по длительности и интенсивности. По содержанию различают три основных вида кризисов: кризисы невротические, кризисы развития и травматические кризисы. Также в психологии обычно выделяют возрастные кризисы
и ситуационные кризисы. Ситуационные кризисы – кризисы, возникшие в результате каких-либо внезапных или неожиданных событий.
Возраст – качественно специфическая ступень онтогенетического развития человека. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, при помощи которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий.
В отечественной психологии термин «возрастной кризис» был введен Л.С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание возрастного кризиса.
Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, необходимым элементом социализации, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (3. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие авторы видят в возрастных кризисах девиантное, злокачественное проявление индивидуального развития (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец).
Выделяют восемь возрастных кризисов. Пять из них приходятся на детский возраст. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Шестой свойствен молодым взрослым людям. Седьмой кризис переживается в сорокалетнем возрасте (плюс-минус два года). Восьмой по счету и последний кризис жизненного пути переживается во время старения.
Практическая психология возрастных кризисов является сегодня мало разработанной областью. Причина, видимо, заключается в том, что исходно практическая психология строилась на иных, чем психология возрастных кризисов, методологических основаниях. Кроме того, в возрастной психологии наиболее подробно исследованы вопросы развития детей и подростков. И это понятно, так как в эти периоды развитие происходит очень быстро и напрямую связано с ростом и физиологическими изменениями. Оно во многом определяется внешними факторами, а промежуточные результаты доступны наблюдению. Как правило, случаи трудно протекающих возрастных кризисов у взрослых людей рассматриваются просто как индивидуально-биографические осложнения без учета возрастной специфики. Это затрудняет процесс терапии, и подчас она не достигает своей цели.
Именно поэтому в настоящем справочнике очень существенное место занимает вопрос психотерапии (индивидуальной и групповой) кризисов взрослости.
Главной особенностью прохождения кризиса является то, что человек всегда сам, и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие кризис. Никто за него этого сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Но процессом переживания можно в какой-то степени управлять – стимулировать его, организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности или, по крайней мере, не шел патологическим или социально неприемлемым путем, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, формирование лекарственной зависимости, невротизация, психопатизация, суицидальное поведение.
Нам хотелось предложить практикующему психологу, консультанту, психотерапевту такое руководство, которое можно было бы сразу использовать в работе с проблемами возрастных кризисов. Что нужно знать психологу (консультанту, психотерапевту), чтобы опробовать одну из техник при работе с определенным возрастным кризисом? Какие он может испытывать сложности? Какие ловушки могут его подстерегать?
Этот справочник – в первую очередь сборник техник, точнее сказать, сборник упражнений, которые психолог (психотерапевт, консультант) может использовать в своей практической работе. Именно такой подход определил подбор и расстановку материала в справочнике. Структура книги отличается выраженной практической направленностью, она написана как справочное пособие по эффективным техникам психотерапии и психокоррекции в периоды возрастных кризисов, разработанным к настоящему времени в различных психотерапевтических школах. Эта книга – руководство для практикующих психологов и консультантов, работающих в различных учреждениях (государственных и частных клиниках, школах, больницах и общественных центрах здоровья).
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ
1.1. ТЕОРИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И.М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей» (Реан, 2003).
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.
Вопрос о возможности выделения периодов жизни, в которых развитие личности подчиняется особым закономерностям, имеет многовековую историю. Так, еще древние греки делили жизнь человека на 10 периодов по 7 лет – хептомаденов, а римляне делили жизнь на 5 фаз по 13–15 лет (Ливехуд, 1994).
Однако, несмотря на столь длительную историю проблемы, до настоящего времени открытым остается вопрос о том, делится ли развитие личности на периоды, или оно происходит непрерывно и можно говорить лишь о последовательной смене форм поведения. Идут дискуссии по поводу оснований для выделения периодов и их границ. Особенно это касается периодизации развития взрослых.
Наука о психическом развитии личности зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Нет практически ни одного выдающегося психолога, который бы одновременно так или иначе не занимался бы проблемами развития психики.
Наиболее крупные достижения в этой области связаны с именами таких известных ученых первой трети XX в., как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин, Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, А.П. Нечаев, Г.А. Фортунатов и др. В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, так и видные представители зарубежной психологии А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скиннер, Э. Эриксон и др.
Под возрастной периодизацией в психологии принято понимать модель развития личности, отражающую сущность происходящих возрастных изменений и предполагающую выделение отдельных этапов развития, каждый из которых характеризуется как своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, так и особыми личностными новообразованиями.
Содержание любой из периодизаций возрастного развития обусловлено тем критерием, который лежит в основе ее построения, то есть признаком, на основании которого производится оценка, определение или классификация отдельных периодов развития.
Проблема возрастной периодизации психического развития является одной из самых дискуссионных в психологии, что связано с отсутствием у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов. Каждая из теорий личности порождает и определенную схему периодизации психического развития. При этом существует не только большое количество теорий и схем периодизаций, но и большое количество классификаций этих теорий.
Первая
из классификаций схем периодизации индивидуального развития личности и ее самосознания выделяет три подхода в зависимости от того, о какой науке идет речь.
В биологии и психофизиологии речь идет о критических, или сенситивных, периодах, когда организм отличается повышенной сенситивностью (чувствительностью) к каким-то вполне определенным внешним и (или) внутренним факторам, воздействие которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеет особенно важные необратимые последствия.
В социологии и других общественных науках говорят о социальных переходах, поворотных пунктах развития, радикально изменяющих положение, статус или структуру деятельности индивида (например, поступление в школу, гражданское совершеннолетие, вступление в брак), чему нередко сопутствуют особые социальные ритуалы, обряды перехода. Социальная антропология говорит о том, что переход к следующему возрастному периоду должен сопровождаться изменением социального статуса человека, выполняемыми социальными ролями и жизненной активностью. Следовательно, основанием для выделения периодов развития можно считать положение человека в системе общественных отношений.
В психологии развития существует специальное понятие возрастных нормативных жизненных кризисов, которое подчеркивает, что критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются какой-то психологической перестройкой. Какой бы болезненной ни казалась эта перестройка, для данной фазы развития она закономерна, статистически нормальна. Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от чего зависит глубина и длительность кризиса и каковы типичные варианты его разрешения.
Вторая
классификация схем периодизаций, рассматривающих период детства, также разделяется на три группы (Выготский, 1984).
К первой группе относятся попытки периодизации возрастного развития на основе не расчленения самого этого развития, а соотнесения его со ступенчатообразным изменением других процессов, так или иначе связанных с детским развитием (А. Гетчинсон, В. Штерн, Р. Заззо и др.).
Ко второй группе относятся периодизации, направленные на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для разделения его на отдельные периоды (П.П. Блонский, Г. Салливен, З. Фрейд и др.).
Третью группу представляют периодизации, которые принимают за основу существенные особенности личности в разные этапы ее психического развития (Л.С. Выготский, А. Гезелл, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский). Стремление авторов этих периодизаций перейти от симптоматического и описательного принципов к выделению существенных особенностей возрастного развития привело их к осмыслению его цикличности. Такова, например, попытка А. Гезелла построить периодизацию детского развития исходя из изменения его внутреннего ритма и темпа (цит. по: Выготский, 1984; Эльконин, 1970).
Третья
классификация схем периодизации индивидуального развития основывается на взглядах их авторов на онтогенез. В психологии, главным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости.
Представители первого направления рассматривают развитие в его целостности и неделимости, не выделяя в нем явно выраженных отдельных периодов или этапов (Г. Оллпорт, Дж. Кеттелл, К. Роджерс, Г. Айзенк и др.). В теориях этой группы, как правило, во главу угла ставится представление о некоторой целостности, например понятие личности. Далее предметом исследования становятся характеристики этой целостности, ее внутренняя структура, условия происхождения. Даже признавая динамику изменений данной целостности, изучая условия ее происхождения, исследователи не связывают жестко эти изменения с каким-то определенным возрастом. Возрастное развитие в этом случае признается фоном изучаемых изменений.
Вторую группу образуют те психологические теории, в которых онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развития (3. Фрейд, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Эриксон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.). Для обоснованного деления онтогенеза на определенные периоды каждый исследователь вводит собственные основания этого деления и представляет собственную теорию психического развития человека в онтогенезе.
Теории первой и второй группы могут совпадать в признании существования периодов развития, но коренным образом расходятся в ответе на вопрос о содержании переходов от одного периода к другому.
И, наконец, А.Г. Асмолов, анализируя теоретически возможные подходы, объясняющие развитие человека, выделяет три основных, в которые укладывается множество отдельных теорий и концепций (Асмолов, 1998):
Биогенетический
подход, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».
• Социогенетический
подход, представители которого делают акцент на изучении процессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения, социальных установок и ценностных ориентаций…». К этому направлению, по-видимому, можно отнести и теории научения (Б. Скиннер, А. Бандура), согласно которым приобретение человеком разнообразных форм поведения происходит путем научения.
• Персоногенетическй
подход, во главу угла ставящий «проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого „Я“, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».
К названным А.Г. Асмоловым подходам можно добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биогенетическими и социогенетическими подходами, поскольку ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется. Поэтому уровень развития (уровень достижений) обусловливается не только разверткой генотипа, но и социальными условиями, благодаря которым происходит когнитивное развитие ребенка (Реан, 2003).
Таким образом, большинство психологов соглашаются с тем, что развитие состоит из последовательности медленных плавных и быстрых скачкообразных изменений и выделение стадий развития не только необходимо, но и возможно. Однако чаще всего исследователи ограничиваются периодизацией детства. В первую очередь это объясняется большей сложностью периодизации взрослости, когда развитие приобретает новый характер: не связывается напрямую с физическим созреванием и приобретением новых когнитивных навыков и в большей степени определяется внутренней субъектной позицией человека, т. е. принимает качественно новую форму саморазвития.
При описании развития взрослых необходимо также учитывать внутриличностную и межличностную гетерохронность, т. е. несовпадение у одного человека темпов развития различных процессов (биологических, социальных, познавательных) и несовпадение этих темпов у разных людей.
Кроме того, нужно помнить, что развитие взрослых, во время которого осуществляются важнейшие личностные выборы (профессиональные, отношение к любви, браку, семье, друзьям, ценностям, своему образу жизни), является суммой не только эволюционных, но и инволюционных процессов. Как отмечает В.Л. Ефименко (1975), физиологические предпосылки личностной инволюции появляются уже в молодом возрасте, а в 40 лет наблюдаются значительные физиологические изменения. Так, первые инволюционные психозы возможны в 40-летнем возрасте. Таким образом, говоря о развитии во взрослости, в отличие от детства, нужно иметь в виду появление не только позитивных, но и негативных качественных изменений.
Сегодня широкое распространение получила гендерная психология, поэтому не вызывает сомнения, что необходимо по-разному подходить к периодизации жизни мужчин и женщин. Хотя установлено, что женщины и мужчины решают схожие задачи развития и сталкиваются с одними и теми же кризисами, их особенности существенно различаются. Более того, есть мнение, что для женщин лучшим индикатором переходов от стадии к стадии, чем возраст, являются фазы семейного цикла.
Помимо отмеченных факторов, осложняющих периодизацию взрослости, необходимо добавить еще один, может быть, наиболее существенный. Для описания развития взрослого человека недостаточно выделения только биологической и психической линий. Необходимо рассматривать и духовный аспект жизни, поскольку он не только существенно влияет на динамику развития, но и определяет качественные изменения. Так, Б. Ливехуд (Ливехуд, 1994), рассматривая развитие человека в трех аспектах – биологическом, психическом и духовном, – отмечает, что с момента рождения человека и примерно до 40 лет психические и духовные функции развиваются параллельно биологическим. Однако примерно с 40-летнего возраста начинается существенная физическая инволюция. Далее возможны два варианта движения психики: либо психическая инволюция проходит параллельно физической, либо продолжается психическая и духовная эволюция. Для второго варианта необходимо наличие достаточно высокого уровня духовного развития. Получается, что 40-летний рубеж, по мнению Б. Ливехуда, является своеобразной «точкой расходящихся путей». Таким образом, без рассмотрения духовного аспекта развития человека невозможно определить качество второй половины его жизни.
В этой главе мы коротко рассмотрим некоторые основные теории индивидуального развития человека.
При этом, во-первых, мы будем рассматривать только те из них, которые в явном виде содержат периодизацию индивидуального развития. Такой выбор определяется тем, что возможность исходно допустить существование критического перехода от одного периода к другому появляется только в том случае, если взросление (или развитие на протяжении всей жизни) полагается состоящим из отдельных фаз, этапов или периодов – отдельных отрезков жизненного пути. Если же некоторая психологическая концепция, даже оперирующая термином «развитие», не включает в себя представление об отдельных отрезках жизненного цикла, не возникает идея кризиса, перехода, смены. При таком подходе бессмысленно вообще ставить вопрос о кризисе, критическом возрасте.
Во-вторых, мы рассмотрим теории развития, не используя никаких классификационных схем, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.
ТЕОРИЯ РЕКАПИТУЛЯЦИИ С. ХОЛЛА
Главным законом психологии развития С. Холл (Холл, Линдсей, 1997) считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовства. Период от 8 до 1 2 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации. Юность, охватывающая период с начала полового созревания (12–13 лет) до наступления взрослости (22–25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ З. ФРЕЙДА
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности (Фрейд, 1991).
Личность, по Фрейду, – это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий – стадий психического генеза в течение жизни ребенка.
Оральная стадия
(от рождения до одного года) характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а следовательно, и потенциальной фрустрации сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия характеризуется двумя последовательными либидозными действиями (сосание и укус). Ведущая эрогенная область на этой стадии – рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия
(1–3 года). На этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская сексуальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает конфликтный характер. По отношению к поведению ребенка на этой стадии можно сказать, что полностью образована инстанция «Я» и теперь она способна контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе некоторые запреты, интериоризировать их. Таким образом начинает формироваться «Сверх-Я» ребенка как часть его «Я», где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей, которые играют очень важную роль в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, – аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.
Фаллическая стадия
(3–5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, – это родители. Либидозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.
Латентная стадия
(5—12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно»; будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
Генитальная стадия
(12–18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения Фрейда, стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению. Однако осуществление его может быть затруднено, и тогда в течение генитальной стадии можно наблюдать феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на этом этапе может вновь возникнуть эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов «Оно», инстанция «Я» использует два новых механизма защиты: аскетизм и интеллектуализацию. Аскетизм с помощью внутренних запретов тормозит гомосексуальные тенденции, а интеллектуализация сводит их к простому представлению в воображении и таким путем позволяет подростку освободиться от этих навязчивых желаний.
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Э. ЭРИКСОНА
Эрик Эриксон, ученик Фрейда, на базе теории Фрейда о фазах психосексуального развития создал новую теорию – психосоциального
развития. Она включает восемь стадий развития «Я», на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде (Эриксон, 1996). Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины XX века, какой было изучение сексуальности во времена Фрейда, в конце XIX века. В первую очередь теория Эриксона отличается от теории Фрейда следующим:
• 8 стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости. Для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи.
• В отличие от пансексуальной теории Фрейда развитие человека, по Эриксону, складывается из трех автономных, хотя и взаимосвязанных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.
Основной закон развития, по Эриксону, – это «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса.
Этапы развития психики по Эриксону:
1. Орально-сенсорная.
Соответствует оральной стадии классического психоанализа. Возраст: первый год жизни. Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: энергия и надежда.
Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он не испытывает долгого недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода – вырабатывается недоверие, боязливость и подозрительность.
2. Мышечно-анальная.
Совпадает с анальной стадией фрейдизма. Возраст – второй-третий годы жизни. Задача этапа: автономия против стыда и сомнения. Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоконтроль и сила воли.
На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.
КРИЗИС 1 ГОДА: КАК РАЗОБРАТЬСЯ С ЖЕЛАНИЯМИ КРОХИ И ПРАВИЛЬНО ВЫСТРОИТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ С НИМ
Кризис одного года часто называют еще и кризисом возрастных рамок. Ведь малыш становится более активным, встал на ноги, и теперь ему доступны для исследования новые поверхности. Кроме того, теперь он хочет идти туда, куда хочет сам он, а не его мама. Но желательно, чтобы она его сопровождала – ведь все равно еще страшно.
При развитии этого кризиса очень важно дать малышу понять, что хоть он и начал ходить и стал более самостоятельным, он еще не вырос. Мама и папа – взрослые и самостоятельные, больше знают и умеют. Но именно осознание этого вызывает бурный протест у ребенка – он начинает показывать свой характер.
Психологи утверждают, когда крошка проходит через данный кризис, ему кажется, что вы ставите перед ним запреты, потому как просто не любите его. И вот тот вкусный огрызок из помойного ведра не даете ему только из вредности. Отсюда капризы и скандалы, которые могут сопровождать данный скачок развития.
Цель родителей в этот момент – не переломить упрямство маленького человечка, а научить его использовать свою самостоятельность по делу. Так, например, покажите ему, как мыть руки, как правильно и красиво есть, как нажимать на дверной звонок, когда вы возвращаетесь с улицы.
А вот кричать, ругаться и настаивать на своем все время нельзя. Рамки должны быть выстроены мягко, только тогда они будут полезными.
Суть понятия
В психологии кризисом называют непродолжительный период в жизни индивида, который предшествует переходу на новый этап развития личности.
Данный период отличается различными изменениями как в физическом, так и в психологическом состоянии.
Каждый человек переживает кризисы по-разному. Одни проходят их безболезненно, у других они сопряжены с некоторыми трудностями. Ведь рушится старая, но такая привычная ситуация, человеку приходится выходить из зоны комфорта и искать новые дороги.
Кризис — это возможность проанализировать свою жизнь, подумать, выбрать новую цель, которая больше соответствует настоящему уровню индивида.
Хотя в психологии принято выделять «кризисный возраст», но наступление переломного периода у всех происходит в разное время. Например, у женщин так называемый кризис среднего возраста случается раньше, чем у мужчин.
Также индивидуально и течение переходных периодов. Интенсивность проявлений, длительность зависят от разных факторов: уровня образования, социальной среды, семейного положения, отношений с близкими и т. д.
Возрастные кризисы часто сопряжены с изменением эмоционального состояния. У людей начинаются депрессивные настроения, нервозность, приступы апатии. Дети проявляют капризность, непослушание, конфликтность.
Если детские кризисы изучены хорошо, то взрослые остаются до конца неизведанными.
Равно как и нет единого мнения на этот счет. Некоторые психологи считают, что развитие и жизнь человека должны проходить гармонично и без резки перемен.
По их мнению, кризис — это результат плохого воспитания и избалованности. Однако, большинство ученых не отрицает наличия переходных периодов.
Кризис не начинается внезапно. В своем развитии он проходит несколько ступеней:
- Предкритический этап. Между индивидом и внешней средой возникают некоторые противоречия. Он вдруг понимает, что живет не так и хочет изменить ситуацию.
- Критический этап. Противоречия нарастают, человек пытается реализовать свои представления об идеальной жизни. На этом этапе он сталкивается с невозможностью претворить желания в жизнь и случается внутренний конфликт. Конфликт завершается тем, что человек корректирует желания в соответствии с окружающей действительностью.
- Посткритический этап. Личность переосмысливает свои стремления, принимает новые формы жизни и новую действительность, реальную, а не существующую в мечтах. С этого момента продолжается его гармоничное существование.
КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕСТЬ У КРИЗИСА 3-Х ЛЕТ
Кризис 3 лет, пожалуй, один из сложных для родителей. Ведь ребенок к этому времени уже довольно сильно окреп, повзрослел и начинает активно показывать характер и формировать свою личность. Основными характеристиками такого возраста являются упрямство, своенравие и отрицание. У ребенка начинаются приступы «Я сам». Нередко можно услышать истерику, типа «Я хотел пойти туда/выбрать другую дорогу/играть на другой площадке», именно от малышей 3-летнего возраста. Также он приступает к выполнению всех действий назло и наоборот.
Как правило, подобные выходки со стороны ребенка родителей очень сильно выводят из себя. Они начинают нервничать и продавливать малыша, в результате чего получают еще больший конфликт. Конечно же, совсем игнорировать такое поведение не стоит, но лучше помочь ребенку перебороть гнев и негатив, ведь он еще не умеет грамотно бороться со своими эмоциями.
Помните, что ребенка можно перебороть в самом начале истерики. Если же он уже на ее пике, просто переждите. Маме необходимо обязательно сохранять спокойствие. Часто психологи рекомендуют в этот период применять теорию выбора, т.е. дайте малышу возможность самому выбирать. Но, естественно, из ограниченного числа действий. Например, предложите ему выбрать: ты оденешь красную или синюю шапочку? Суп будешь есть большой ложкой или средней?
Конечно же, ребенка в этот период необходимо хвалить. Он не может сам еще справляться со своим поведением, и ему требуется помощь и оценка со стороны. Критиковать же особенно не спешите – постарайтесь мягко и ненавязчиво проговорить то, что вам не нравится в поседении малыша.
КРИЗИС ВЗРОСЛОСТИ – 7 ЛЕТ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
Кризис у ребенка в возрасте 7 лет считается переломным, с точки зрения развития малыша. Его основными чертами часто называют непослушание, манерность и различные кривляния. Ребенок становится просто неуправляемым, плохо отзывается на замечания родителей и не отзывается на них вообще, начинает делать вид, что он не хочет и не может слышать то, что говорят взрослые, и даже может идти на открытый конфликт.
Основывается данный кризис на интеллектуальной составляющей. Ребенок уже может построить связь между поступком и переживанием. Теперь для него правила, предложенные родителем – образец мира детства, а ему хочется взрослости, и он старательно отказывается выполнять требования родителей.
Кроме того, у семилетки уже появляется необходимость в социальном взаимодействии. Это основывается еще и на том, что в этот момент малыши становятся школьниками, что также приводит к развитию «взрослости» у них.
Кризис подросткового периода, как правило, имеет под собой гормональную основу и проходит по тому сценарию, который вы закладывали в ребенка ранее. Главное, что следует понять – подростку тоже сейчас тяжело. И необходимо вместе найти выход из положения, чтобы этот кризис прошел как можно менее болезненно.
Как помочь ребёнку преодолеть кризис?
Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится.
В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать.
Бездействовать и пускать все на самотёк нельзя. Ребёнок не способен управлять процессом развития. Его необходимо направлять, проявлять некоторую строгость, но и предоставлять возможность малышу самостоятельно действовать тоже крайне важно.
Чрезмерный контроль и жёсткость в воспитании могут спровоцировать у ребёнка дополнительный негатив и агрессию. Поэтому, прежде всего, ребёнка необходимо окружить заботой, любовью и вниманием. За малейшие успехи и проявления интереса к окружающему хвалить, поощрять к действию. Так у ребёнка сохранится интерес к познанию, а в семье установятся доверительные и дружелюбные взаимоотношения.