ул. Верхняя Дуброва, 38 ж
Работаем без выходных с 7:00 до 23:00
+7 (4922) 47-10-85

Тема 15: Сказкотерапия. Основные приемы работы со сказкой.

История возникновения

Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие).

Сказки издревле использовались в качестве передачи информации. Сказочные истории обладают поистине огромной силой воздействия на сознание и подсознание не только детей, но и взрослых. В первую очередь для детей это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей у ребенка. Также, в процессе анализа услышанного или прочитанного, у детей развивается фантазия, они учатся искать собственные выходы из различных ситуаций.

У взрослых эти механизмы также прекрасно работают. На многих семинарах и тренингах специалисты используют сказки в виде наглядных пособий или способов донести информацию кратчайшим путем. В индивидуальной работе, ориентированной непосредственно на клиента, сказки используются для глубокого анализа ситуаций и поиска новых выходов из сложившегося положения.

Формированию сказкотерапии предшествовали три этапа

  1. Этап спонтанного создания и передачи историй. Он продолжается и сейчас, поскольку человечество не перестает придумывать сказки.
  2. Этап научного осмысления метафорического материала. Собирать, систематизировать и исследовать фольклор в Европе начали братья Грим, Шарль Перро, Владимир Даль.
  3. Этап использования сказки «упаковки» основного инструментария психолого – педагогической работы. На этом этапе начали использовать сказку педагоги и психологи. Они активно создавали дидактические сказки, появилось само понятие сказкотерапии, начало развиваться это направление в психологии.

Типы сказок

Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Для того, чтобы осознанно составить новую сказку, необходимо разбираться в их типологии.

Дидактическая сказка

Чаще всего именно этот вариант используется для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.

Спектр тем, которые могут быть обыграны, просто огромен. К ним относятся правила дорожного движения (как правильно переходить дорогу), важность поздравления родителей с праздниками, обучение самостоятельности и многое другое.

Такую сказку можно не только рассказывать, эту же цель могут выполнять мультики и небольшие сценки с одним сюжетом.

«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.

Психологическая сказка

С помощью психологической сказки врач пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.

Задача, которая выполняется при помощи психологической сказки, несколько отличается от цели сказки дидактической. В этом случае действия специалиста направлены на то, чтобы развить и укрепить определенные личностные качества пациента. Например, зачем доверять, зачем заботиться, зачем беречь себя. Это те вопросы, ответы на которые и позволяют личности формироваться.

Психокоррекционная сказка

Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми. В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации. Для этого можно использовать как события повседневной жизни, так и абсолютно сюрреалистические ситуации.

При этом во время сеанса большое значение имеет обсуждение услышанного или прочитанного. В первую очередь свое мнение высказывает пациент, а потом уже, на основании этого, говорит специалист. Интерпретация данных может многое прояснить и более полно раскрыть внутренний мир и проблему клиента.

Психотерапевтическая сказка

Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику пациента, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.

Специалист с помощью психотерапевтической сказки старается вернуть веру пациента в себя, оказывает поддержку и помощь в определенной психологически трудной ситуации. В основе таких историй часто лежат притчи или буддийские сказания.

Медитативная сказка

Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов. Это наиболее сложный метод, который используется в сказкотерапии. Специалист, который берется осваивать эту методику, должен обладать не дюжим талантом рассказчика, уметь «уводить» словом и передавать точные образы.

Важно уметь создать правильное эмоциональное состояние у слушателей. Необходимо излагать материал так, чтобы любой мог четко увидеть передаваемый образ. Даже те, кто яблоко просто так не визуализирует! Медитативная сказка направлена на разговор с бессознательным, на передачу информации сразу на «подкорку». Поэтому важно уметь погрузить слушателей глубоко в рассказываемую историю.

Сказкотерапия

Для многих людей глубокие позитивные личностные изменения начинаются с изменения внешности. С другой стороны, человек, на­копивший внутри огромный потенциал и не знающий, как его реали­зовать, облачаясь в специально подбираемый сказочный костюм, «ма­териализует» скрытые доселе личностные тенденции и способности. Ведь часто для нового самоощущения старый костюм не годится — процесс трансформации целостен и затрагивает каждую клеточку че­ловека, каждую струну его Души и, конечно же, внешность.

С новым имиджем человек символически получает и новое про­шлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного образа, он при­обретает дополнительную силу. Как мы бессознательно опираемся на свой Род, точно так же мы можем найти новую опору и в прожитой нами жизни сказочного существа1.

В сказочном образе человек может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни. Хрупкая, застенчивая девушка с сутулой спиной и не­уверенным взглядом, преображаясь в сказочную Королеву, проявляет совершенно не свойственный ей стиль поведения. Ее осанка исправ­ляется, подбородок горделиво приподнимается, в голосе появляются грудные ноты, движения становятся уверенными и мягкими. Мель­чайший полужест отражает в зеркале повелительницу. Бесшабашный молодой человек, преображаясь в Стража Волшеб­ной страны, на глазах приобретает основательность. Жеманная женщи­на, переодеваясь Художником, становится трогательно-романтичной.

Часто новый образ подчеркивает «естество» человека, то, что тща­тельно скрывается, ибо это и есть «самое трепетное и ранимое». Смотрясь в большое зеркало, человек общается со своим альтернативным «Я». Если представить, что внутри нас живет целое сказочное коро­левство, то в зеркале можно увидеть одного из его жителей и погово­рить с ним.

Методы

Сказкотерапия, как и любое направление арт-терапии, имеет свои методы. Специалист сам выбирает определенный метод для каждого конкретного случая, а также может их компоновать по своему желанию:

  • Рассказывание и сочинительство. Это самый простой и распространённый метод. Пациент может сам рассказывать сказку (уже существующую или придуманную им самим), а врач наблюдает за его поведением. Золотой правило психотерапии: «Чтобы пациент не говорил, он всегда говорит о себе». И здесь оно актуально как никогда. Также врач и пациент могут придумывать историю вместе, но ведущая роль все равно принадлежит больному. При работе с детьми, особенно дошкольного возраста, этот метод помогает выявить их эмоциональную нестабильность или внутренние проблемы;
  • Рисуем сказку. Этот метод включает в себя также другой компонент арт-терапии. Пациент с помощью красок, пластилина, глины или других подручных материалов выражает свои эмоции, расставляет акценты. Таким образом, он может полностью выразить свое беспокойство, передать чувство тревоги или страха;
  • Сказкотерапия также предполагает создание кукол. Это также медитативное занятие, ведь в данном случае на первый план выходит процесс, а не результат. Пациент в кукле реализует свои тайные мысли и желания, что отвечает основному постулату теории Зигмунда Фрейда.В процессе изготовления куклы пациент с помощью специалиста может увидеть проблемы и попытаться найти ее решение. Также такое времяпрепровождение способствует снятию нервного напряжения;
  • Диагностика. Сказкотерапия направлена не только на решение проблем, но и их уточнение. Такой способ психодиагностики отлично подходит для детей. Можно использовать гибких кукол, фарфоровых красавиц, разнополые игрушки. Данные игры позволяют определить проблемы с аутоидентефикацией, неполадки в семье или окружающем мире. Беседа и игры могут производиться как в присутствии родителей, так и без них.

Формирование эмоционального опыта дошкольника средствами сказки

Использование детских сказок является ведущим в дошкольном детстве. Персонажи сказок наделены яркими чертами, которые характеризуют их как положительных, либо отрицательных. Интересные исследования влияния сказок на душу ребенка описано американским психологом Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки.

О пользе волшебного». Автор подчеркивает, что развитие личности происходит поэтапно, и каждый этап обслуживается определенной сказкой. Сказка помогает ребенку сформировать свой внутренний мир так, чтобы подняться еще на одну ступеньку в своем развитии.

Сказку традиционно используют как терапевтическое средство. Отношение ребенка к сказке помогает распознать природу психической травмы и вылечить душевные раны. Люди и дети разного возраста воспринимают сказку по — разному. То есть сказочную информацию взрослый и ребенок воспринимают не одинаково.

НАПРИМЕР:

«Трое поросят»..

Взрослый осуждает легкомысленных поросят, которые не захотели строить дом надежный, а ребенок отождествляет себя со всеми персонажами и проживает жизнь вместе с ними. В этой сказке ярко показаны взросления личности. Еще один персонаж Волк. Каждому знакомо состояние ребенка, когда он злой и хочет сломать, разрушить что-то. Это «Волк», который живет в каждом из нас.

И сказка подсказывает: «Волк – неуправляемая, неконтролируемая агрессия, что карается. Отсюда влияние морали: учись управлять «волком» в своей душе. Отождествляя себя с каждым персонажем, ребенок не умом, а всем своим существом переживает эти важные для него этапы взросления.

Погружаясь в сказочный мир, ребенок воображает себя кем-то из героев: преодолевает препятствия, умирает. возрождается. Ценность сказки заключается в том, что он никогда не вкладывает готовую истину в голову ребенка, а побуждает к активной работе над собой.

Архетипические герои

«Архе» — значит древний. Архетипические герои встречаются в большинстве сказок, то есть являются самыми древними выразителями человеческих идей. Однако эти герои имеют прямое отношение ко дню сегодняшнему, так как многие люди строят свою жизнь в соответствии с этими моделями:

  1. Дурак. С виду неказист, однако оказывается умнее и находчивее всех.
  2. Богатырь. Борется с многочисленными врагами, бесстрашный защитник, герой.
  3. Иван Царевич. Призван выполнять некую опасную и сложную задачу, связанную с риском и геройством, проходит через испытания.
  4. Солдат. Верный товарищ, надёжный сосед, с готовностью помогает всем в борьбе со злым колдуном, мертвецом, нечистой силой и т. д.
  5. Царь. Часто олицетворяет социальное зло, притесняющее обычных людей.
  6. Василиса Прекрасная. Дарит главному герою любовь, но за неё нужно бороться.
  7. Золотая рыбка, серый волк и др. Волшебные помощники главного героя, справляются с любой сложной задачей.
  8. Чёрт. Олицетворяет нечистую силу, зло, совершает пакости, изводит людей.
  9. Мать (или Мачеха). Родная мать дарит любовь, тепло и заботу, мачеха же — полная её противоположность.
  10. Баба-яга. Носительница мудрости, власти, может преследовать героя.
  11. Кощей. Олицетворяет разрушение, насилие, человеконенавистничество, деструктивную социальную силу.

Как создать сказку, или теория сказкотворчества

Предлагаем три техники написания сказок:

Способ 1. 10 слов

Запишите любые 10 слов – существительных, которые приходят на ум. Не обдумывайте слишком долго, первые шесть секунд – это то, что дает нам бессознательное. Выберите из всего списка одно слово, которое будет главным, и вокруг него «выплетайте» свою сказку. Используйте абсолютно все 10 слов.

Способ 2. По картинке

Можно воспользоваться метафорическими ассоциативными картами. В карте отсутствуют всякие значения, и в этом есть большое преимущество написания истории. Вытащите карту из колоды. Задайте себе вопросы: «Согласны ли вы с вытянутой картой? О чем она хочет сказать? В чем вы отразили свою проблему?»

Преодоление внутренних противоречий с помощью сказки

Почти в каждой сказке наблюдаем перевоплощение героев. Однако для детей перевоплощение происходит не только в сказках.

«Вот мама обнимает своего ребенка, ласкает и ласкает… Но потом ругает, кричит – видимо ее заколдовал злой волшебник. В душе ребенка сталкиваются два сильные антагонистические чувства к одному человеку: любовь и ненависть. Но ведь маму нельзя ненавидеть, это плохо, такие чувства осуждает общество.

Преодолеть внутренние противоречия детям помогают сказки, в которых довольно удачно описано определенные трансформации личности.

Все сказки имеют счастливый конец. Это очень важно для ребенка – быть уверенным в том, что в его жизни все будет хорошо. Однако рано или поздно ребенок ставит себе немало сложных вопросов: сможет ли он научиться любить?

Чтобы преодолеть эти страхи, пригодятся сказки, где невеста или жених — животное, которое уродливое днем, а ночью становится прекрасным. Это дает понять, что в человеке сочетаются и животные инстинкты, и прекрасные величественные порывы. Учит принимать человека таким, какой он есть.

Как применять сказкотерапию: алгоритм действий

Применение сказкотерапии на практике происходит в несколько этапов:

  • Предварительная беседа. Специалист узнает о любимой сказке малыша, где и при каких обстоятельствах он ее услышал впервые, какие эмоции ощущает, как относится к персонажам.
  • Релаксация. Это упражнения на расслабление, которые ребенок выполняет с закрытыми глазами.
  • Представление образа. Ребенок визуализирует себя как персонажа сказки, о которой он говорил ранее.
  • Обсуждение. Озвученную сказку обсуждают, дают задание на дом изобразить рисунок, а на следующем занятии его обсуждают.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации