ул. Верхняя Дуброва, 38 ж
Работаем без выходных с 7:00 до 23:00
+7 (4922) 47-10-85

Сообщение к районному методическому объединению: «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ КОРРЕКЦИЯ».

Смешанное расстройство эмоций и поведения

    Эмоции и эмоциональные расстройства

      Расстройства эмоций волиСимптомы расстройства эмоцийВиды расстройств эмоций

      Если у пациента диагностируется расстройство эмоций, зачастую оно сопровождается развитием психических заболеваний: неврозами, на различных стадиях шизофрении. Поскольку изучением данной категории расстройств занимается психиатрия, а также психологи, важно рассмотреть все возможные аспекты заболевания.

      Расстройство эмоций и поведения (психиатрия)

      Расстройство эмоций и поведения может выступать в качестве самостоятельного, первичного заболевания, так и стать побочной симптоматикой в результате появившегося невроза, депрессии, сильного нервного потрясения.

      Расстройство поведения и эмоций у ребенка

      У ребенка расстройство проявляется в виде невозможности самостоятельно планировать собственное время, контролировать эмоциональные проявления и реакции, а также выстраивать поведение в соответствии с общепринятыми нормами.

      Среди основных симптомов можно выделить следующие аспекты:

      1. Агрессивность
      2. Отказ от послушания взрослых
      3. Чрезмерная жестокость
      4. Непослушание
      5. Драчливость.

      Причины, по которым может развиться поведенческое расстройство у ребенка, можно разделить на несколько категорий:

      1. Физиологические. Проявляется в гормональной перестройке, нарушениях в прохождении метаболических процессов. В результате развития ДЦП, эпилепсии, шизофрении, а также повышенная раздражительность.
      2. Психологические. Возникает в результате эмоциональной неустойчивости ребенка. У него может формироваться нереалистичная самооценка, преобладать сниженный эмоциональный фон, постоянная вина себя.
      3. Отношения в семье. Как правило, расстройство возникает в следствие постоянных конфликтов между родителями. Чаще всего они проявляет аморальное поведение, употребляют наркотические вещества или алкоголь, нередко имеют психические расстройства.

      Прежде чем приступить к лечению патологии, лечащий специалист старается установить причину расстройства, а также организовать для ребенка тестирование, чтобы узнать, насколько оно прогрессирует.

      Классификация нарушений эмоций

      Нарушения эмоций, или патологическое эмоциональное реагирование, рассматривают в нескольких аспектах: по общему стилю и особенностям проявления; с точки зрения динамики эмоциональной реакции; в зависимости от характеристики ситуации.

      По общему стилю и особенностям проявления, независимо от вызвавших их причин, выделяют пять типов нарушений эмоций:

      • кататимный тип — стиль накопления напряжения и быстрого реагирования, например при реактивных психозах;
      • паратимный тип — характеризуется диссоциацией структуры поведения (диссоциация восприятия, осознания, эмоционального реагирования); встречается при шизофрении;
      • эксплозивный тип — чередование инертности и пароксизмальности (взрывчатости) эмоционального реагирования (эксплозии), свойствен эпилептикам;
      • дементный тип встречается при слабоумии и проявляется торжеством низших влечений на фоне благодушия или апатии;
      • голотимный тип — стиль чередуемых полярных состояний, например при маниакально-депрессивном психозе.

      С точки зрения динамики (скорости) разворачивания эмоциональной реакции выделяют эмоциональную лабильность, ригидность и слабодушие.

      • Эмоциональная лабильность — легкая и быстрая смена полярности эмоций, часто без внешней причины (больная то смеется, то плачет).
      • Ригидность (тугоподвижность или инертность), означает затягивание, застревание на одной эмоциональной ноте, повод для которой уже исчез.
      • Слабодушие — невозможность сознательного контроля, какого-либо сдерживания выхода своих эмоций (чуть что — и в слезы).

      В зависимости от характеристики ситуации расстройства эмоционального реагирования могут быть условно подразделены на две группы:

      • обусловленные личностными характеристиками индивида (нарушения проявляются либо в обычных, «штатных» ситуациях, либо необычно);
      • вызванные внешними обстоятельствами (нарушения в основном вызваны необычной для индивида ситуацией).

      Нарушения эмоционального реагирования, обусловленные личностными характеристиками индивида

      В эту группу включают пять форм: усиление, ослабление, акцентирование, извращение эмоционального реагирования, а также его особые патологические формы.

      Усиление эмоционального реагирования подразумевает всплеск проявления эмоций, чаще положительных; крайним выражением является экстаз. В эту подгруппу входят:

      • эйфория (греч. euphoria — состояние удовольствия) — состояние ощущения счастья; сопровождается видением окружающей действительности сквозь розовые очки (некий фантазийный отрыв от существующей жесткой реальности), повышенной оживленностью, стремлением к деятельности;
      • благодушие — состояние довольства с элементом беспечности, нежелание особо трудиться;
      • экстаз — состояние крайнего ощущения счастья вплоть до полного отрыва от реальности; встречается в шаманских практиках и религиозных мистических обрядах, при воздействии психотропных средств (см. особые состояния сознания).

      Ослабление эмоционального реагирования означает сужение палитры эмоций и степени их проявления; крайним выражением является эмоциональная тупость. При эмоциональной тупости индивид кажется вообще неспособным проявлять какие-либо чувства и переживать их внутри.

      Акцентированность эмоционального реагирования выражается в преобладании той или иной эмоциональной окраски, например депрессивных нот.

      Депрессия в узком смысле характеризуется печалью и снижением активности. Жизнь перестает приносить удовольствие (ангедония). Ведущий яркий симптом депрессии — бесцельность и бессмысленность существования. Чувства болезненные и пессимистические, вплоть до суицидных желаний (зачем жить?).

      Мания в узком смысле подразумевает неадекватно приподнятое настроение (или чрезмерную раздражительность). Эмоциональные нарушения сопровождаются мыслительными и поведенческими расстройствами (см. маниакальный синдром). Больные много говорят, строят «прожекты», много обещают, легко перескакивая с одной темы разговора на другую. Мания сопровождается бурной, но малопродуктивной деятельностью. Неяркое проявление мании называется гипоманией. Это состояние подразумевает мягкое присутствие всех симптомов мании. Проявления терпимы для окружающих, можно сказать, индивиды остаются в приемлемом контакте с реальностью.

      Возможно чередование периодов депрессии и мании; такое сочетание имеет название биполярного (циклоидного, или маниакально-депрессивного) синдрома (см. ниже).

      Патологическими формами эмоционального реагирования считают эмоциональную неадекватность, ангедонию, амбивалентность, чувство бесчувствия, тревожные расстройства, ананкастические расстройства (обсессивно-компульсивные и фобии).

      Эмоциональная неадекватность проявляется неестественными (извращенными) для данной ситуации эмоциями. К примеру, у индивида при виде обычного предмета могут наворачиваться слезы; обычное приветствие вызывает бурное возмущение, а грубость приветствуется как должное.

      Ангедония — состояние неспособности переживать радость, удовольствие как от простых привычных вещей и развлечений (кино, чтение, музыка и т.д.), так и от ситуаций, всегда приятно окрашенных, например от секса. Возникает вследствие тяжелых переживаний, но может выступать и базовым признаком психического заболевания (шизофрении).

      Амбивалентность подразумевает одновременное переживание противоречивых, полярных желаний и эмоций. Например, индивид ощущает (и выражает) одновременно любовь и ненависть, радость и гнев, смех и слезы («раздираемый чувствами»).

      Чувство бесчувствия — психопатологическое нарушение, которое характеризуется субъективным впечатлением о собственной внутренней пустоте, утрате чувств (присутствует ощущение, что больше нет чувств). Например, больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любви к своим детям, супругам, нет ощущений ни от приятных, ни от неприятных ситуаций. Осознание отсутствия чувств само по себе порождает мучительные эмоции. Подобные проявления типичны при эндогенной депрессии, неврозах, шизофрении и других психозах.

      Тревожное расстройство переживается как изнуряющее мрачное предчувствие, напряжение, сопровождающееся учащенным сердцебиением. Симптома навязчивости нет.

      Ананкасические (обсессивно-компульсивные) расстройства представляют группу навязчивых состояний. В случаях превалирования идеаторного компонента (навязчивых мыслей, идей) говорят об обсессиях; в случаях превалирования моторного компонента (действий) — о компульсиях. Отдельно в этой группе выделяют фобии.

      Фобии (греч. phobos — страх) означают навязчиво возникающие состояния страха перед отдельными объектами или ситуациями. Эмоция страха сопровождается сильным внутренним возбуждением, смысл которого — подготовить организм к борьбе или бегству в ситуации крайней опасности. При тревожном расстройстве и фобиях подобное состояние возникает в отсутствие реальной угрозы в момент возникновения реакции. Фактически, на существующую (гипотетически угрожающую) реальность проецируется следовое представление о пережитой некогда опасности.

      Фобии могут быть изолированными (одиночными) и множественными, могут сочетаться с другими навязчивостями, например компульсиями (см. ниже). Фобии участвуют в развитии психозов, неврозов и психопатий. Ими страдают преимущественно женщины, вероятно, как более слабый пол.

      Описано более 300 отдельных видов фобий, в частности:

      • агорафобия, страх открытого пространства, заставляет больного большую часть времени проводить в помещении;
      • клаустрофобия, страх закрытых помещений;
      • канцерофобия, страх раковой болезни;
      • страх высоты (акрофобия);
      • боязнь пожара (пирофобия);
      • танатофобия, страх смерти, и др.

      Нередко причиной фобий становятся т.н. иррациональные мысли. Исходя из определения, такие мысли не имеют под собой должного логического обоснования. Механизм их образования основан на итерации (бесконечно повторяемой ссылке на саму себя). Формула проста. К примеру, «я должен, потому что должен», или «я не могу, потому что не могу», или «я боюсь, потому что боюсь». Рациональная психокоррекция таких мыслей бессмысленна.

      В механизме образования тревожных расстройств и фобий задействована следовая, фантомная реакция на случившееся некогда травмирующее событие. В этих нарушениях всегда задействован некий пусковой механизм (триггер), который непосредственно включает патологическую реакцию. В текущей реальности таким триггером могут выступить любые ее элементы (объекты, ситуации, незначительные, на первый взгляд, события, просто мелкие «штрихи»). Они каким-то, порой малопостижимым образом ассоциированы («заякорены») у конкретного индивида с хранящимся в его памяти образом пережитой травмирующей ситуации. В своем большинстве лица, страдающие тревожными расстройствами и фобиями, достаточно критично относятся к своим страхам, отдают себе отчет в их иррациональном характере, но не в силах помочь сами себе, поскольку не могут контролировать свои чувства (эмоции господствуют над разумом). Данные расстройства всегда сопровождаются желанием избегнуть фобической ситуации.

      Симптомы тревожных расстройств и фобии встречаются при невротических нарушениях, психических заболеваниях, а также многих соматических заболеваниях, например болезнях сердца и почек. Для диагноза чисто психологического нарушения следует в первую очередь отвергнуть соматическую патологию.

      Паническое расстройство. Максимальным выражением тревожных расстройств и фобий является паническое расстройство. Оно выражается в повторяющихся внезапных атаках страха с частичной и даже полной утратой самоконтроля. Выраженные ощущения тревоги и страха, вплоть до страха смерти, сопровождаются естественными соматическими симптомами. Присутствуют дрожь, сердцебиение, одышка, удушье и т.п. Возникает феномен замыкания на симптомах и накручивание себя. Расположенные к панике индивиды провоцируют расстройство ложным преувеличением (катастрофической интерпретацией) своих ощущений. Например, при учащении сердцебиения страх по поводу возможных негативных последствий (при отсутствии реальных объективных факторов) резко усугубляет имеющиеся нарушения. Подсознательно происходит утверждение больных в правоте собственных пророческих опасений.

      Нарушения эмоционального реагирования, вызванные необычными для индивида ситуациями

      В данную группу включены состояния, характерные для кризиса и фрустрации. Их пиковым проявлением является аффект — крайнее выражение всплеска эмоций.

      Аффект (лат. affectus — душевное волнение, страсть) — бурная, ярко выраженная, обычно кратковременная эмоциональная реакция. Она возникает в критических условиях при неспособности найти разумный удовлетворительный выход из напряженной ситуации. Аффект можно рассматривать в качестве эквивалента такого выхода, как форму фрустрации в виде неконтролируемого отчаяния (эмоции выплескиваются наружу). Обычно аффект сопровождается сильным двигательным разрядом (ажитацией, см. ниже).

      При аффекте вначале возникает перевозбуждение, резкая дезорганизация психики. Как следствие, происходит утрата контроля над собой. Как тонко заметил Ф. Ницше, в аффекте нет человека, есть только аффект. Отдельные психические процессы нарушаются, например восприятие, мышление. После эмоциональной разрядки наступает резкий упадок сил, в том числе психического тонуса и активности. На основе пережитых аффектов в памяти формируется следовая аффективная поведенческая реакция. В последующем при попадании человека даже в отдаленно похожие ситуации подсознание может вновь автономно воспроизвести такой же аффект; происходит это практически неосознанно и неконтролируемо.

      При патологии встречаются случаи вынужденного сдерживания потенциально аффективной реакции какое-то время с последующим развитием аффекта. Вначале происходит постепенное накопление (кумуляция) отрицательных эмоций. Субъект достаточно длительное время ощущает усиливающееся напряжение и беспокойство. Такое состояние называют аффективным застоем. В какой-то момент без видимой причины, а точнее, по совершенно малозначащему поводу происходит бурный эмоциональный взрыв. Описанное явление в судебной патопсихологии носит название кумулятивного аффекта.

      Ажитация (лат. agitare — возбуждать) — это неконтролируемые хаотические движения (моторное беспокойство), возникающее при аффективном напряжении. Ажитацию можно рассматривать как следствие субъективного стресса, трансформацию эмоций в двигательную реакцию. Субъект ощущает жизненную потребность в движении. В ажитированном поведении на первый план выходят не эмоциональные реакции, как при «чистом» аффекте, а некие двигательные проявления. Ажитация имеет место при многих психических заболеваниях.

      Смешанное расстройство эмоций и поведения

      Характеризуется расстройством эмоций и поведения в равной степени, где человек проявляет чрезмерную агрессивность, страдает устойчивым депрессивным состоянием, повышенной тревожностью.

      Расстройство эмоции у детей

      Ребенок по сравнению с взрослым человек более остро воспринимает все события, а значит и эмоционально реагирует намного острее. Соответственно, при возникновении расстройства эмоций, симптоматика проявляется намного интенсивнее.

      Для того, чтобы в будущем не допустить патологического развития ситуации, рекомендуется использовать игровую терапию. Это поможет избежать недоразвития на психическом и ментальном уровнях. Также игровые симуляторы, повторяющие жизненные условия, поможет ребенку лучше адаптироваться и реально воспринимать окружающие аспекты.

      Также нередко используется психодинамическая работа, которая сопровождается психологом. Психоанализ предполагает выявление причин формирования эмоционального расстройства.

      Сезонное аффективное расстройство

      Форма депрессии, которая наступает строго в определенное время года. Большинство страдающих этим заболеванием ощущают зимой подавленность и заторможенность, тогда как летом настроение у них нормальное и даже радостное. Как правило, депрессия возникает в октябре-ноябре, а заканчивается в марте-апреле.

      Какая-то часть людей страдает сезонным аффективным расстройством в другие месяцы года. Сопровождается упадком сил, усталостью, потребностью больше спать, повышением аппетита, неспособностью сосредоточиться на работе и делать что-либо по дому после работы, в настроении преобладает подавленность, тревога, избегание общения, повышенная раздражительность.

      Эмоции и эмоциональные расстройства

      Физиологическое состояние организма, характеризующееся субъективной окраской, которое выражается в видах переживаниях, начиная от позитивных до резко негативных проявлений.

      Касательно эмоциональных расстройств – это целый комплекс проявляющихся симптомов, которые нередко характеризуются в виде раздражительности, агрессии, резкой смене настроения, склонность к девиантному поведению, а также невозможность контролировать собственные поступки.

      Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей

      Смешанное расстройство поведения и эмоций у детей имеет аналогичные признаки, как и у взрослых пациентов. Поведение нередко носит девиантный характер, отклоняющееся от общественных норм. В результате ребенок становится более агрессивным, нередко наблюдаются признаки депрессивного состояния, а также повышенной тревожностью.

      Перед тем, как начать лечение, в первую очередь необходимо пройти тестирование у психолога и психотерапевта. Если будет диагностировано первичное невротические или психическое заболевание, на фоне которого развивается смешанное расстройство, чаще всего используется физиотерапия, комплексная работа психотерапевтов и психологов, вспомогательные медикаменты.

      Нарушения эмоциональной сферы

      Эмоции бывают разными. Они характеризуют отношения людей к окружающему миру и к самим себе. Существует много эмоциональных нарушений, но некоторые из них считаются неотложным поводом для посещения специалиста. Среди них:

      • подавленное, тоскливое настроение, повторяющегося, затяжного характера;
      • постоянная смена эмоций, без серьезных причин;
      • неуправляемые эмоциональные состояния, аффекты;
      • хроническая тревожность;
      • скованность, неуверенность, робость;
      • высокая эмоциональная восприимчивость;
      • фобии.

      К нарушениям эмоциональной сферы относят следующие патологические отклонения:

      1. Апатия напоминает эмоциональный паралич. Человек полностью безразличен ко всему окружающему. Это сопровождается бездеятельностью.
      2. Гипотимия, при которой настроение снижается, а человек ощущает подавленность, тоску, безысходность, поэтому фиксирует свое внимание только на негативных событиях.
      3. Для депрессии характерна такая триада, как гипотимия, замедление мышления, двигательная заторможенность. При этом у больного меланхолический настрой, он ощущает глубокую печаль, тяжесть в сердце и всем теле. Рано утром самочувствие значительно ухудшается. В этот период существует большая вероятность суицида.
      4. В случае дисфории тоже настроение пониженное, однако оно имеет напряженно-злобный характер. Это отклонение кратковременное. Как правило, бывает у людей, страдающих эпилепсией.
      5. Не затяжной является и дистимия. Она проходит в течение относительно короткого промежутка времени. Для этого состояния характерно расстройство настроения. Человек ощущает уныние, тревогу, гнев.
      6. Противоположностью вышеуказанных отклонений считается гипертимия, при которой человек чрезмерно весел, он рад и бодр, энергичен и переоценивает собственные возможности.
      7. Человек в состоянии эйфории благодушен и беспечен, но при этом отличается пассивностью. Это часто происходит в случае органического заболевания мозга.
      8. Во время экстаза больной погружается в себя, он переживает восторг, необычайное счастье. Иногда это состояние связано со зрительной галлюцинацией положительного содержания.

      Статья в тему: Монтелар – инструкция по применению, показания, состав, форма выпуска и цена

      Роль эмоций в жизнедеятельности человека

      Термин «эмоции» происходит от латинского названия emovere, что означает движение, волнение и возбуждение. Ключевая функциональная составляющая эмоций заключается в побуждении к активности, вследствие этого эмоциональную сферу по-другому называют эмоционально-волевой.

      На настоящий момент эмоции выполняют значительную роль в обеспечении взаимодействия организма и окружающей среды.

      Эмоции это главным образом результат отражения человеческих потребностей и оценке вероятности их удовлетворений, которые основываются на личностном и генетическом опыте.

      Насколько выраженно выступает эмоциональное состояние человека, зависит от значимости потребностей и недостатка необходимой информации.

      Отрицательные эмоции проявляются в результате дефицита необходимо информации, которая требуется для удовлетворения ряда потребностей, а положительные эмоции характеризуются полным наличием всей необходимой информации.

      На сегодня эмоции подразделяют на 3 главные части:

      1. Аффект, характеризующийся острым переживанием определенного события, эмоциональным напряжением и возбуждением;
      2. Когниция (осознанность своего состояния, его словесное обозначение и оценка дальнейших перспектив для удовлетворения потребностей);
      3. Экспрессия, которая характеризуется внешней телесной моторикой или поведением.

      Относительно устойчивое эмоциональное состояние человека называют настроением. Сфера человеческих потребностей включает в себя социальные, которые возникают на основе культурных потребностей, что впоследствии получило название чувств.

      Выделяют 2 эмоциональные группы:

      1. Первичные (гнев, печаль, тревога, стыд, удивление);
      2. Вторичные, которые включают в себя переработанные первичные эмоции. Например, гордость – это радость.

      Ссылка на основную публикацию
      Похожие публикации