Основные симптомы:
- Дополнение восприятия явлений и символов определенными качествами
Синестезия – это феномен нейрологического характера, при котором восприятие явлений и символов дополняется определенными качествами, например, звуком, цветом, запахом и другими. Люди, у которых это проявляется, называются синестетами. Другими словами феномен можно объяснить так: восприятие происходящего, при котором затрагивается один из органов чувств, параллельно со своими ощущениями вызывает и другие, которые присуще совершенно иному органу чувств. Таким образом мозг дополняет наше реальное восприятие.
Онлайн консультация по заболеванию «Синестезия».
Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.
- Этиология
- Классификация
- Диагностика
Необходимо отметить, что синестезию не относят к расстройствам психического характера. Это своеобразная адаптация в окружающем мире. Но надо сказать, что термин «синестезия» – это не совсем точное определение данного феномена: более точным является «идеастезия».
Есть различные виды синестезии, а наиболее распространенная из них ‒ графемно-цветовая синестезия. Это означает, что человек воспринимает буквы и цифры по-другому: у него они окрашены в определенные цвета. Пространственная синестезия – это когда числа, годы и месяцы расположены в пространстве в определенном месте.
На сегодняшний день только некоторые виды феномена были описаны учеными.
Некоторые ученые считают, что синестезия помогает людям творческих профессий. Такой феномен исследуют также психологи и неврологи, потому что это очень интересно. Кроме того, данные помогут понять сам процесс познания, а также восприятия всех людей, а не только синестетов.
Определение понятия
Что такое синестезия? Синестезия в психологии – это особенность человеческого восприятия, которая выражается в необычном переживании разных категорий явлений, таких, например, как названия, имена, звуки. Эти группы в субъективном мире человека приобретают дополнительные качества. Например, индивид «видит», в какой цвет окрашен тот или иной месяц, ощущает на вкус ноты или слышит, как звучат цвета.
Характерная особенность синестезий состоит в том, что подобные ощущения не являются истинными, они не проходят через соответствующие органы чувств, а возникают только в виде реакции.
Как синестезию можно использовать на благо человеку? Ее польза чаще всего состоит в том, что человеку становится легче ориентироваться в информации, структурировать и запоминать ее.
Как синестезия влияет на психику человека? В большинстве случаев человек долгое время не знает о том, что его восприятие отличается от восприятия окружающих. Когда это выясняется, он может или продолжать не обращать на это внимания, или начать считать себя особенным. В любом случае, благодаря синестезии он иначе воспринимает мир, является более чувствительным, а зачастую – очень творческим.
Ссылки
- Córdoba M.J. de, Hubbard E.M., Riccò D., Day S.A., III Congreso Internacional de Sinestesia, Ciencia y Arte, 26-29 Abril, Parque de las Ciencias de Granada, Ediciones Fundación Internacional Artecittà, Edición Digital interactiva, Imprenta del Carmen. Granada 2009. ISBN 978-84-613-0289-5
- Córdoba M.J. de, Riccò D. (et al.), Sinestesia. Los fundamentos teóricos, artísticos y científicos, Ediciones Fundación Internacional Artecittà, Granada 2012. ISBN 978-84-939054-1-5
- Cytowic, R.E., Synesthesia: A Union of The Senses, second edition, MIT Press, Cambridge, 2002. ISBN 978-0-262-03296-4
- Cytowic, R.E., The Man Who Tasted Shapes, Cambridge, MIT Press, Massachusetts, 2003. ISBN 0-262-53255-7 . OCLC 53186027
- Marks L.E., The Unity of the Senses. Interrelations among the modalities, Academic Press, New York, 1978.
- Riccò D., Sinestesie per il design. Le interazioni sensoriali nell»epoca dei multimedia, Etas, Milano, 1999. ISBN 88-453-0941-X
- Riccò D., Sentire il design. Sinestesie nel progetto di comunicazione, Carocci, Roma, 2008. ISBN 978-88-430-4698-0
- Tornitore T., Storia delle sinestesie. Le origini dell»audizione colorata, Genova, 1986.
- Tornitore T., Scambi di sensi. Preistoria delle sinestesie, Centro Scientifico Torinese, Torino, 1988.
- Сайт сетевого сообщества синестетов: новости и наука о синестезии, синестезия в искусстве, исследование связи произвольной и непроизвольной синестезии, антропология синестезии
- Что такое синестезия: мифы и реальность — Опубликовано в «Leonardo Electronic Almanac», v.7, 1999 , N 6
- Психолог Владимир Леви о феномене синестезии в своем проекте «Жизневедение в Вопросах и Ответах».
Виды синестезии
Существует большое количество типов синестезии. Они отличаются своими проявлениями. Характерные особенности синестезии разных видов можно рассмотреть в таблице:
Вид | Характеристика |
Графемно-цветовая | Предполагает накладывание ощущения цветовосприятия на отдельные буквы и цифры. То есть человек видит «цвет» знаков. Благодаря этому он может быстрее и качественнее запоминать информацию и ориентироваться в написанном тексте. |
Музыкально-цветовая | При этом виде феномена у человека сформирована реакция в виде различения цвета звуков. У него возникают цветовые ассоциации на разные ноты, тембры голоса и другие звуки. Благодаря такой особенности человек отлично запоминает музыкальные произведения и речевую информацию, воспринимаемую на слух. |
Кинестетико-слуховая синестезия | Такая особенность восприятия позволяет человеку «слышать» звук движущихся предметов, например: падающего листа, движущихся туч или летящей птицы. |
Пространственно-временная | Человек с такой особенностью психики воспринимает числовые закономерности в форме точек, определенным образом расположенных в пространстве. Так он воспринимает, например: дни недели, месяцы и цифры часов. У каждого из синестетов данного вида возникают свои ассоциации с числовыми последовательностями, не похожие на пространственные формы другого. |
Лексико-вкусовая (лексико-гастическая) синестезия | При таком виде психической особенности вкусовые ощущения накладываются на восприятие слов. К примеру, человек может воспринимать определенное имя или название сладким либо кислым на вкус. |
Акустико-тактильная | Этот вид предполагает наслоение тактильных ощущений на восприятие звуков. Например, при прослушивании мелодии у человека возникают ощущения поглаживания или тепла в каких-либо частях тела. |
Порядковая и лингвистическая персонификация | При таком типе феномена человек воспринимает цифры и буквы как образы предметов, людей или животных. Например, буква «А» ему представляется в виде готического замка, а цифра 2 – в образе милой бабушки в платочке. |
Мисофония | Это наложение эмоций на воспринимаемые звуки. Чаще всего эту форму относят к неврологическим расстройствам, а проявляется она в ассоциации звуков с эмоциями, чаще всего – негативными. |
Зеркальная синестезия | Такая форма синестезии также чаще всего выходит за пределы неврологической нормы. Она выражается в том, что человек, наблюдая за тем, как другого индивида, к примеру, бьют или гладят, очень ярко ощущает на себе эти манипуляции. |
Аурическая | Такой вид синестезии выражается в том, что человек воспринимает окружающих людей «окрашенными» в разные цвета, которые зависят от их внешнего вида и чувств синестета, возникающие у него при взгляде на них. |
Как появляются синестетики
Появление такого уникального явления вызвало множество споров в научном сообществе. Это и понятно, ведь не каждый человек решает разделять цифры по цветам, буквы по тактильным ощущениям. В XIX веке синестезию считали патологией. Однако после ряда исследований ученые пришли к выводу, что это явление нормально, просто им обладает небольшая группа людей. Изначально считалось, что только 1% всех людей на Земле являются синестетиками. Хотя сегодня эта цифра увеличилась. Исследования Джеми Уорда и Джулии Симнер показали, что один человек из 100 обладает какой-либо из разновидностей синестезии. Хотя существуют данные, что настоящим синестетикам является 1 человек из 25 000. Сложность заключается в разделении настоящей и псевдосинестезии. Интерес ученых вызывает и то, как появился феномен синестезии. Некоторые связывают его с генетической предрасположенностью. Например, Меган Стивен, ученый из Оксфордского университета, считает, что именно гены играют важную роль при получении синестезии. Однако его исследования доказывают, что влияние могут оказать и другие факторы. Стивен провел эксперимент среди синестетиков, потерявших зрение. Из 6 человек трое получили свою особенность после слепоты. Причем испытуемые демонстрировали отличные разновидности синестезии. Один проецировал зрительные образы при звуковых или обонятельных ощущениях, другой стал наделять буквы и другие предметы определенным цветом. Саймон Барон-Коэн из Кембриджского университета считает, что обстановка или образ жизни способствуют появлению этого феномена. Важно разделять, что является реальной синестезией, а что связано с проекциями и галлюцинациями.
Доказательством влияния генов на возникновение синестезии является сын Владимира Набокова – Дмитрий. Он, как его отец или мать, получил в наследство это уникальное явление. Также среди синестетиков присутствует множество писателей, которые освещали этот феномен в своих произведениях – Бодлер, Верлен, Рембо. Сюда же можно отнести Цветаеву, Бальмонта, Пастернака и других русских авторов. Синестезия ощущений наблюдалась у Римского-Корсакова и Скрябина, а также у норвежской певицы Иды Марии. Это явление замечено не только у творческих личностей. Например, Дэниел Таммет – одаренный молодой человек, способный производить в уме сложные математические вычисления, тоже является синестетиком. Таммет знает 11 языков, что лишний раз доказывает его гениальность. Также синестезия наблюдается у Соломона Шерешевского – журналиста, обладателя феноменальной памяти.
Как вы уже поняли, синестетики способны лучше понимать окружающий мир, полнее чувствовать, испытывать такие ощущения, о которых обычные люди и не могли подозревать. Наличие синестезии позволяет решать творческие задачи, совершенствовать и развивать свой талант . Не зря же среди известных синестетиков так много творческих и талантливых людей. Если вы постоянно ощущаете дополнительные качества у привычных вещей, которые не связаны с подсознательными ассоциациями, если они преследуют вас с самого детства, поздравляем, вы настоящий синестетик. Но если верить ученым, и это явление вызвано не только генетической предрасположенностью, то и обычный человек в состоянии развить у себя его. Существуют даже специальные упражнения, позволяющие подключать дополнительные органы чувств, стимулирующие развитие синестезии. Выполнять их несложно, зато вы сможете ощутить уникальные эмоции.
Наиболее простой способ – это вызывать у себя ассоциации, несвойственные изучаемому предмету. Например, наделите музыку цветом или фактурой. Старайтесь думать не только в тех категориях, в которых вы привыкли, а выходите за рамки. Всегда подключайте дополнительные чувства, которые обычно не используются для изучения. Цвет должен звучать, музыка – обладать вкусом, запахи – быть осязаемыми. Так можно не только ощутить то, что вы не ощущали до этого. Наличие синестезии приводит к появлению уникальных идей, которые до этого были скрыты.
Следующее упражнение потребует существенной работы мозга. Вы должны научиться думать по-другому. Нужно попробовать представить известных людей – художников, композиторов или писателей в другом русле. Подумайте, какую музыку мог бы писать Пушкин, какие картины выходили бы из-под кисти Моцарта. Это помогает развить нетипичные для мозга ассоциации.
Отличный способ, как развить синестезию – это дыхательные практики . Также можно попробовать гимнастику для глаз . Чем лучше работают органы восприятия, тем больше чувств вы способны ощутить.
Чтобы придать зрительные характеристики запахам, можно потренироваться на сильно пахнущих предметах. Закройте глаза и поочередно подносите к носу гвоздику или апельсин, хлеб или табак, лаванду или краски. Любые предметы, обладающие специфическим запахом, подходят для развития синестезии. Придавайте им зрительные или тактильные характеристики. Что-то подобное было описано в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Там запах был не только обонятельным восприятием, но цветовым и осязательным. В этом романе подробно описаны все особенности чувств синестетиков.
Для развития тактильных ощущений соберите коллекцию предметов, которые можно дифференцировать. Трогайте их, вызывайте другие ассоциации. Развитию вкусовых ощущений может поспособствовать винная книга или описание блюд. Такие произведения наиболее четко представляют вкусовое восприятие, позволяют тренировать этот орган чувств.
И, наконец, чтобы стать синестетиком, необходимо видеть глубже поверхностных чувств. Например, звук мы воспринимаем слишком грубо, не заостряя внимание на оттенках. Даже тишина в квартире неоднородна, она наполнена максимальным количеством более тонких и незаметных звуков. Старайтесь их распознать, услышать.
Явление синестезии – это не просто особенность восприятия, это новый взгляд на мир. Сегодня все больше и больше людей обнаруживают в себе этот феномен. Вероятно, что синестезия стремительно распространяется по планете, передаваясь на генетическом уровне. Либо человечество переходит на новую ступень, активно задействует все органы чувств для восприятия. Чаще задавайте себе вопросы, как пахнет звук, какого цвета понедельник, каков на ощупь запах клубничного варения. Вероятно, что вы сможете обнаружить и воспитать в себе синестетика.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
.
Анестезия (бесчувствие) – это антоним слову синестезия, при которой, человек получает несколько ощущений при раздражении только одного анализатора. Как известно, чувствительность человека определяется пятью анализаторами, каждый из которых ответственен за определенные ощущения:
- Зрительные;
- Слуховые;
- Обонятельные;
- Вкусовые;
- Осязательные.
Шестой анализатор рассеян по организму в точках прикрепления мышечных сухожилий к скелету и называется проприорецептивным. Однако к синестезии «шестое чувство» не относится. Проприорцептивные ощущения регулируются вестибулярным аппаратом, тогда как все остальные анализаторы подвержены влиянию лимбической системы. Она располагается в гиппокампе – так называемом «обонятельном мозге». Это самая первая извилина в коре головных полушарий, которые объединены мозолистым телом. Это своеобразный мостик между левой и правой половинами головного мозга. Проявления синестезии свидетельствуют о нарушении синхронности между полушариями головного мозга. Поэтому человек синестетик, чаще всего, одинаково владеет правой и левой рукой. Его можно назвать скрытым левшой, но правильнее, все же, универсалом.
Причины возникновения
Точные причины возникновения синестезии в настоящее время исследованы не до конца, общей теории этого явления пока не существует. Но есть несколько моделей, теоретически описывающих процесс развития синестезии.
В 1950-1980 гг. одной из версий была утрата аксонами нейронов в определенных частях мозга миелиновой оболочки. В результате эти нервные клетки случайно обмениваются электрическими импульсами, вызывая фантомные ощущения образов, цветов, запахов тактильных ощущений.
По другой теории этого же времени мозг человека с синестезией сохраняет определенные связи между нервными клетками, которые позволяют органам чувств удерживать связь между собой. Предполагается, что младенцы благодаря таким связям воспринимают мир как хаотичную совокупность разных ощущений, в которой слиты и перемешаны импульсы со всех органов чувств.
Но две эти гипотезы не нашли всеобщей поддержки в сообществах ученых, так как не в полной мере соответствуют современным представлениям об особенностях переживаний синестетиков. Основное противоречие заключается в избирательном характере синестетических реакций. Например, человек «видит» образы букв, но не испытывает никаких дополнительных ощущений при восприятии других знаков. В таком случае становится непонятно: могут ли нейроны с отсутствующим миелиновым слоем быть настолько избирательными, и может ли мозг младенца сохранить связи между нейронами, если сначала ему необходимо научиться распознавать музыку или буквы.
На сегодняшний день наиболее распространенной концепцией о причинах формирования графемно-цветовой синестезии является теория о перекрестной активации. Она происходит между двумя областями мозга – восприятия цвета и знаков, расположенными рядом друг с другом. При этом часть мозга, отвечающая за цвета, подчиняется области восприятия букв или цифр. Согласно теории, синестезия – врожденная особенность, связанная с мутацией генов. Мозг такого человека отличается повышенным содержанием белого вещества и более высокой активностью метаболизма в конкретной области мозга.
Эта концепция также имеет свои недостатки:
- в ней не объясняется избирательный характер синестетических реакций;
- не отражено явление синестезии между ощущениями, за которые отвечают далеко расположенные друг от друга зоны мозга;
- не учитывается роль стимулов, которые вызывают синестезии: музыки, названий, имен и других культурных явлений общества. Вероятно, за восприятие таких сложных явлений отвечает сразу несколько зон мозга, а не только две, расположенные рядом.
Альтернативный взгляд
Бог органичен. Да. А человек?
А человек, должно быть, ограничен.
—
© И. А. Бродский
Установлено, что человеческий мозг способен воспринимать информацию об окружающем мире при помощи шести основных органов чувств. Мы видим, слышим, пробуем на вкус, чувствуем запахи, ощущаем кожей и можем держать равновесие, “регулируя” положение тела в пространстве. Наши уши не видят, кожа не чувствует запахов. Однако это вовсе не означает, что органы чувств полностью независимы друг от друга.
Частичная замена
Несмотря на кажущуюся “автономность”, восприятие каждого органа чувств тесно взаимосвязано с остальными. Это позволяет нам получать более полную картину окружающего мира, словно пазл, в котором все детали, по отдельности представляющие собой загадку с непонятным результатом, находятся на своих местах.
Тем интереснее работа органов чувств в ситуации, когда один из них по какой-то причине не в состоянии обеспечить полноценный анализ окружающей обстановки, и передачу этой информации в мозг. В такие моменты включается “режим мушкетера”, когда один за всех, и все — за одного. Функции забарахлившего органа перераспределяются на остальные, но это не значит, что слепой начнет видеть ушами, а глухой — слышать носом. Хорошо известно, что у первых лучше развиты тактильные ощущения и слух, а вторые прекрасно читают по губам и жестикулируют, развив моторику в несколько раз лучше, чем у обычного человека. Однако в каждом правиле есть исключения — например, синестезия. Рекламное видео: Альтернативное чувство
Традиционная выдержка из словаря:
Синестезия (др.-греч. “вместе”, “ощущение”) — нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Человек, который переживает подобный опыт — синестет.
Другое определение синестезии — явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.
Синестезия не является психическим расстройством.
Не относится она и к каким-либо патологиям, совсем наоборот — изрядно помогает человеку, волею судеб утратившему один из органов чувств. Это невероятно интересный феномен, но его изучение заброшено — слишком мало тех, у кого синестезия проявилась, и кого удалось завлечь в исследовательские лабиринты. Считается, что она присутствует у каждого человека и сильнее всего выражена у младенцев. У взрослых — тоже, но примерно в полугодовалом возрасте уже происходит полное “разделение” органов чувств, и уловить эти ощущения становится проблематично. Некоторые исследователи окрестили этот процесс отмиранием нейронов, отвечающих за сохранность синестетических связей. У обладателей синестезии эти нейроны остались.
Они возникают ассоциативно. Простой пример — восприятие цвета. Во многих странах “официальный” траурный цвет — черный, а потому невольно ощущается среднестатистическим европейцем, как нечто мрачное и гнетущее. А на Востоке точно так же воспринимается белый цвет — именно он связан там с траурной обстановкой.
Если синестезия выражена не очень ярко, то это способствует лучшему запоминанию информации: ассоциациативное впечатление “дублируется” сразу на несколько органов восприятия. Здесь будет уместно привести анекдотичную ситуацию с мужчиной, который решил запомнить номер своего вагона необычным способом: “1492, год открытия Америки… Точно не забуду!”, а потом бегал по вокзалу и спрашивал у прохожих, не знают ли они, когда была открыта Америка.
Другое дело — врожденная синестезия. Сначала возникает ассоциация, первичный синестетический образ, и лишь потом — общее впечатление, полученное через основные органы чувств. Этой способностью обладал Соломон Шерешевский, профессиональный мнемонист.
Он обладал феноменальной способностью запоминать ряды слов, таблицы цифр, длинные бессмысленные формулы, фразы незнакомого языка. В большинстве случаев мог безошибочно вспомнить те же самые ряды слов, формулы, фразы через несколько лет. Пределы его памяти по объему и длительности не прослеживались. Память Шерешевского была построена прежде всего на спонтанных синестетических ассоциациях. Слова для него были образами с добавлением различных вкусовых, зрительных и осязательных ощущений.
Синестезия Шерешевского была настолько сильна, что ассоциации порой вытесняли основное чувство. Сам он вспоминал об этом так:
Я подхожу к продавщице мороженого и спрашиваю, какие сорта у нее есть. “Всего полно!” — отвечает она таким тоном, что целая куча угольков и золы вылетает из ее рта. Голоса людей — это букеты цветов, клубы дыма или туман. Я настолько увлекаюсь разглядыванием голосов, что порой не могу понять, о чем со мной говорят.
Память “рядовых” синестетов, несмотря на кажущуюся феноменальность, легко поддается влиянию хаоса. Если поменять привычные предметы местами, то это внесет сумятицу в их разум, поэтому в большинстве своем это щепетильные в отношении порядка люди.
Сочетание несочетаемого
реди множества разновидностей синестезии особо выделяется хроместезия, она же акустико-цветовая синестезия, или попросту — цветной слух. Синестеты с этой способностью, слыша звук, в качестве “бонуса” воспринимают его не только как обычное звуковое ощущение — к нему добавляется еще ощущение цвета. Современные музыканты, обладатели цветного слуха, говорят, что это плохо контролируемое и довольно неприятное явление — слишком много шума нас окружает.
Многие пытались провести аналогию “спектр — октава”. История светомузыки тянется примерно с 1650 года, когда появились первые теории по этому поводу. Они были очень популярны в XVII-XIX веках, и условно делились на два варианта:
- цветомузыка — звукоряд сопровождается определенной цветовой последовательностью;
- музыка цвета — полное отсутствие музыки, замена звуков соответствующим октаве спектром.
Поначалу считалось, что каждой ноте соответствует определенный цвет, но у синестетов это не так — все сугубо индивидуально. Но разве это достаточно веская причина, чтобы не делать попыток совместить несовместимое? Пример тому — “световая симфония” в “Прометее” А. Н. Скрябина. В его партитуре есть строка “Luce” (“Свет”), записанная привычными нотами для необычного инструмента — светового клавира, но конкретное указание соответствия нот и цветов отсутствует. Это не помешало ставить “Прометея” со световым сопровождением, начиная с 1915 года.
Одна из главных проблем ранней светомузыки — опережение технического прогресса идеей. Композиция есть — исполнять не на чем. Конечно, пробы были, и немало, но все же процесс постановки светомузыкального произведения зачастую оказывался не по силам рядовым музыкантам. Поэтому следующий виток в этом направлении произошел в 70-х годах прошлого века: его можно охарактеризовать двумя словами, “Оборудование — в массы!”. Этому способствовало развитие и удешевление электроники, ее всеобщее распространение, и применение на концертах качественного светового оборудования. В это же время появляются довольно примитивные, но все же выполняющие свою прямую функцию “домашние” светомузыкальные установки, проводятся исследования воздействия цветомузыки на космонавтов. Еще через десятилетие по всей Европе появляется множество школ цветомузыки.
Установлено, что любое музыкальное воздействие можно усилить при помощи цвета. Этот принцип применяется на дискотеках, и даже в кинотеатрах — фильм современного формата зачастую усилен не только цветом, но и другими воздействиями — вестибулярным, тактильным и обонятельным.
Сверхчувство
Цветной слух — самое распространенное проявление синестезии, но это не значит, что не встречаются другие. Так, пациентом доктора Ричарда Сайтовича был мальчик 12-ти лет, который принимал различные позы в зависимости от того, какое слово ему сказали. Ребенок был убежден: в каждом слове заключено конкретное движение, и он просто показывает, какое именно. Это явление назвали аудиомоторной синестезией. Доктор повторил опыт: через несколько лет он отыскал уже повзрослевшего пациента и без предупреждения сказал ему несколько слов. Молодой мужчина повторил те же движения, что и в детстве — синестетическое восприятие осталось прежним.
Многие синестеты “видят” цвета букв и цифр. Еще большее количество различает “цвет” звука. Зрение и слух чаще прочих органов восприятия фигурируют в “деле синестетов”, но встречается и тактильно-вкусовое сочетание, и образное — смотреть на предмет и чувствовать, каков он на ощупь.
Невозможно точно подсчитать, сколько типов включает в себя синестезия. Да, в ее основе лежат обычные органы восприятия, но реакций гораздо больше — синестет редко обладает только одной.
Синестезия и окружающий мир
В жизни так много зависит от вопроса “Видите ли вы то, что я вижу?” Этот вопрос связывает людей социально… Но когда ты видишь то, чего не видит никто вокруг, чувствуешь то, чего никто не чувствует, ты обречен на одиночество. Мир вокруг словно бушующий океан, а твои внутренние ощущения — крохотный необитаемый островок бледно желтых “Р”, бирюзовых вторников и нот “ля”, окрашенных в винный цвет, — Патрисия Даффи, синестет.
Попытки объяснить синестетическое восприятие мира с точки зрения привычного рационализма и логики только укрепляют стену между обладателем необычных способностей и окружающим миром. Само существование синестезии — прямое доказательство того, что реальность не может быть для всех одинаковой. Но, к сожалению, то, что большинство не способно осознать, — отвергается, как не имеющее права на жизнь. Общество слишком одержимо рационализмом, и полагается только на шесть основных органов чувств. Так ли уж они нужны синестету? Может, для него это просто символ получения информации об окружающем мире, а не его инструмент?
Как развить синестезию
Синестезия ощущений – это такой феномен, который дается человеку от природы или формируется самостоятельно в процессе развития. Повлиять на его формирование на сегодняшний день, с точки зрения ученых, не представляется возможным. Человек может выдумать себе дополнительные ощущения от восприятия тех или иных стимулов, но это не будет явлением истинной синестезии.
Примеры синестезии
Одним из ярких примеров людей с синестезией был писатель В. Набоков, он видел в цвете буквы и звуки, например, буква V казалась ему кварцево-розовой.
Также известный в психологии пример синестетика – философ Дж. Локк, который наслаивал в своем восприятии звуки на цвета, к примеру, говорил, что багряный цвет напоминает ему звук трубы.