Часто бывает, что наше общее состояние организма, самочувствие ухудшается. Впоследствии, любого человека могут одолевать различные недуги, болезни. И мы часто не подозреваем о том, что причиной этого является напряжение (т.н. дисфункции, энергетические или механические). Являясь современной методикой, перцептивная остеопатия направлена на сведение таких дисфункций к минимуму, либо на полное их устранение. Для этого применяются различные методы, речь о которых пойдет ниже. Отличительной особенностью методов является работа со всем организмом человека, в результате чего возможно рассматривать проблему во взаимосвязи, предупреждая или устраняя не следствие, а уже причину болезни.
ПОНЯТИЕ, СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ. ВРОЖДЕННОЕ И ПРИОБРЕТЕННОЕ В ВОСПРИЯТИИ (ГИБСОН, БРУНЕР)
Восприятием называется целостное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – познание качества целого, а не его отдельных свойств. По модальности выделяют восприятие: зрительное, слуховое, осязательное. По объему – восприятие пространства; восприятие времени; восприятие изображений, спектаклей. Свойства восприятия:
• предметность – выполняет ориентирующую и регулирующую функции в практической деятельности;
• целостность восприятия складывается на основе обобщения значений об отдельных свойствах и качествах предмета, полученных в виде различных ощущений;
• константность восприятия определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине независимо от меняющихся условий;
• категориальность – сознательное восприятие предмета, т. е. мысленное отнесение его к определенной группе, классу;
• структурность восприятия.
В числе важнейших свойств восприятия следует отметить соотношение фигуры и фона.
Проблема врожденного и приобретенного в восприятии излагается в трудах многих выдающихся психологов. Гибсон разработал две теории перцептивного научения:
• восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается;
• как процесс различения: усиление соответствия между восприятием и стимуляцией.
Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: доказательство наличия перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению. Эксперимент на понижение порога кожной чувствительности.
Основные формы презентации мира: действие, образ, знак. Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем происходит отрыв перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более абстрактные). Механизм перехода – действие. Конкретное – абстрактное. Глобальное – дифференцированное. Внешнее – сущностное.
Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного характера) ребенка – переход в мир предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации). Зависимость образов от действий.
Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная конструкция нарушается – это выражение познавательного эгоцентризма ребенка. Залог восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого – неподвижность объектов).
Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить замаскированную фигуру на рисунке).
Перцептивные механизмы, процессы и функции
Мы живём в окружающем мире, который состоит из предметов и явлений. Так или иначе, они постоянно влияют на наше сознание, и наше сознание их воспринимает.
Человек не просто видит то, что находится вокруг него, не просто слышит какие-то звуки или чувствует запахи. Он, порой даже почти подсознательно, оценивает всё это, классифицирует, пытается отобрать с точки зрения какой-нибудь пользы.
Механизм человеческого восприятия сложен и не до конца ещё изучен. Но определённые его признаки учёные выделяют, отмечают их особенности и способы воздействия на сознание.
Восприятие человеком окружающего мира в психологии называется перцепцией. Перцептивная психика имеет множество особенностей, которые ещё не до конца изучены.
Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы? Узнайте об этом из нашей статьи.
Понятие и классификация
Перцепция (восприятие) — это многообразный процесс отражения явлений или предметов, когда они непосредственно воздействуют на органы чувств человека.
Соответственно, по влиянию явлений или предметов на определённые органы чувств человека классифицируются и виды перцепции:
- зрительная,
- слуховая,
- обонятельная и другие
Окружающая нас материя существует в сфере пространства, времени, движения и направления, по этим признакам восприятие классифицируется тоже.
Причём, пространство мы способны воспринимать, различая размеры предметов на разном расстоянии. Мы понимаем, что удалённый предмет кажется меньше по размерам, чем такой же, который находится рядом с нами. Но воспринимаем их всё равно, как одинаковые.
Наконец, в зависимости от сложности процесса восприятия, его подразделяют на мгновенное (в науке оно может определяться, как симультанное) и поэтапное (оно ещё называется сукцессивным).
Свойства и процессы
Перцепция имеет характерные свойства:
- предметность;
- структурность;
- целостность;
- избирательность;
- константность;
- апперцептивность (так называется зависимость от прошлого жизненного опыта);
- объёмность и его ограниченность.
Восприятие состоит из нескольких последовательных перцептивных процессов:
- обнаружения;
- различения;
- идентификации;
- категоризации;
- узнавания;
- опознания.
Таким образом, делаем вывод: перцептивный процесс — это процесс восприятия, который позволяет нам (причём, не только людям, но и животным) не просто пассивно созерцать окружающее, но и подвергать его оценке, воспринимать в развитии и в качестве возможности применения того или иного предмета.
Кстати, использование окружающих предметов в качестве орудий труда является одним из начальных признаков человеческого мышления.
По мнению психолога Б. Ананьева сенсорно-перцептивные процессы (он первым ввел такой термин) — это цепочка от органов чувств до сознания человека, и механизм этой деятельности зависит от его опыта, образов, закреплённых в сознании и даже диапазона двигательных функций.
Уровни перцептивной психики
Подразделяют 2 уровня перцептивной психики — низший и высший.
Низший уровень свойственен членистоногим и моллюскам.
У них есть предметное восприятие, разделение предметов на полезные и те, к которым следует относиться безразлично.
На высший уровень психики выходят уже развитые позвоночные. У них высоко развита нервная система, намного разнообразнее функции движения.
В их психическом восприятии появляются новые свойства и навыки:
- манипулирование предметами;
- обобщение на основе зрительного восприятия;
- деятельность с помощью этих предметов, основанная на обобщении всех этих факторов.
Во время познания ребёнком окружающего мира перцептивные действия проходят несколько основных этапов:
- На первом происходит знакомство с окружающими предметами.
- На втором этапе происходит определённая перестройка сенсорных процессов, которые происходят в органах чувств, дети начинают познавать пространственные свойства предметов.
- На третьем этапе действия в процессе восприятия уже не играют основной роли, их становится меньше, основную роль берёт на себя узнавание и осмысление воспринимаемого.
С появлением определения осознания происходящего после ощущений в науке появляется термин апперцепция.
Апперцепция
Что такое апперцепция в психологии? Термин апперцепция ввёл в науку исследователь Г. Лейбниц.
Он первым доказал, что перцепция — это просто восприятие действительности, а апперцепция — уже осознанное.
Если вернуться к уже сказанному, мы можем добавить, что апперцепция — высший уровень восприятия, максимальная степень которого принадлежит человеку.
Основатель экспериментальной психологии В. Вунд, основываясь на этом, доказал, что основное участие в данном процессе принимает внимание, как часть сознания.
Если внимание не фокусируется на каком-то отдельном предмете, не происходит и его осознания. Но стоит сосредоточению внимания произойти, начинается уже процесс апперцепции, которая и является основой осознанного мышления.
По теории апперцепции Вунда именно способность к такому восприятию и сделала человека человеком.
Восприятие неизбежно зависит от предшествующего опыта. Скажем, многие предметы мы вообще рассматриваем бегло, вскользь, потому что ежедневно с ними сталкиваемся.
Например, не будем же мы пристально рассматривать по утрам кухонный стол, за которым завтракаем, или яичницу, которую на этот завтрак подают.
А вот, если в первый раз попробовать, скажем, авокадо, воспринимать этот предмет мы будем иначе.
Апперцепцией и называют зависимость восприятия от предшествующего опыта человека.
Причём, эта зависимость может абсолютно по-разному выражаться по отношению к одному и тому же предмету.
Ребёнок, увидев круг, будет его только, как круг и воспринимать. Школьник неизбежно вспомнить об уроках геометрии. Автомобилист сразу подумает о колесе, а любитель цирка — об арене.
Большое значение в восприятии окружающего имеют профессиональные навыки.
Скажем, ландшафтный дизайнер, появившись в незнакомом саду или парке, сразу будет определять составляющие этого дизайна, садовник отметит ухоженность участка и влажность почвы, а ребёнок будут искать места, где можно будет поиграть или спрятаться.
Апперцепция во многом определяется возрастом человека и его знаниями.
С возрастом органы чувств, которые являются основой восприятия, изменяются, причём, не всегда в сторону развития. Слух, например, к старости становится часто хуже. Но рождается ребёнок уже с хорошим слухом.
Другое дело — зрение. Оно на протяжении жизни у человека развивается:
- младенцы плохо контролируют движения глаз и имеют чёрно-белое зрение;
- в 2 месяца они осознанно воспринимают глубину и удалённость;
- острота зрения в этот период у малышей уже адекватна этим показателям у взрослых людей;
- в 3 месяца они приобретает зрение цветовое;
Постепенно у ребёнка возникают перцепционные способности — средства, которые формируют представление об окружающем мире, когда отдельные его проявления воздействуют на органы чувств человека.
Основными показателями таких способностей на разных этапах развития ребёнка можно считать следующие качества:
- объём восприятия, он измеряется определённым количеством предметов, которые испытуемый может воспринять, скажем, в течение одной минуты;
- точность восприятия, под ним подразумевается соответствие образа предмета, сформировавшегося в сознании и собственно предмета в реальности;
- полноту, это степень подобного соответствия;
- быстроту восприятия, тут определяется время окончательного формирования образа предмета в сознании;
- эмоциональную реакцию ребёнка на исследуемый предмет.
Для развития этих способностей часто применяют перцептивное моделирование — методику, с помощью которой в детском саду учат детей воспринимать предметы, как составляющее определённого единого целого.
Например, ребёнку на одной из тетрадных страниц предлагается изображение круга.
А на другой — множество разрозненных элементов, из которых необходимо выбрать составляющие части именно показанного круга или другой геометрической фигуры.
Если подобные упражнения выполнять регулярно, постепенно усложняя задания, общее развитие воспитанника (а не только восприятие) произойдёт гораздо быстрее.
С взрослением у ребёнка формируется трансцендентальное единство апперцепции. Этот термин появился в философии Канта.
Согласно утверждению учёного, это — единство самосознания, которое производит представление «я мыслю». Оно не принадлежит к чувственности организма и составляет единое целое.
Именно единство нашего сознания, его представлений и ощущений позволяет нам окончательно сформировать верное представление о том или ином предмете.
Некоторые люди имеют отличную от других сенсорно-перцептивную сферу.
Основной её характеристикой является понятие сензитивности — формирование повышенной чувствительности определённых органов чувств под влиянием определённых условий или врождённых качеств. Например, чувство ритма или музыкальность могут быть врождённым качеством.
Но иногда на способность к перцепции влияет сфера деятельности человека. Например, чувствительность пальцев у шлифовальщиков и пианистов повышается с моментом совершенствования в данной профессии.
ТЕОРИИ ВОСПРИЯТИЯ. СТРУКТУРАЛИЗМ. ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ
В современной психологии выделяют следующие теории восприятия:
• классическую психологию сознания (структурализм);
• гештальттеорию восприятия;
• перцептивную психофизику.
Структурализм
В. Вундт– разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Аналитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальность, интенсивность, протяженность, длительность).
Г.Э. Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора. Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в образы (ассоциации).
Г.Т. Фехнер – сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между стимулом и психическим переживанием: S-П переживание. Предъявлял не объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по разложению целостного образа на отдельные признаки. Активность субъекта не учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.
Процесс восприятия: наложение деталей. Опознание совершается по отдельным признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).
Гештальттеория
Критика структурализма:
• отвержение механизма ассоциаций как главного;
• отвержение прошлого опыта.
Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство, стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к равновесной фигуре(прегнантность). Круг – наиболее равновесная фигура.
В. Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не рассматривается как процесс.
Как избежать ошибок перцепции?
Исследователи пришли к выводу, что при первом взгляде на незнакомого человека мы оцениваем его в такой последовательности:
- прическа;
- глаза;
- выражение лица.
Д. Карнеги советовал ежедневно заниматься упражнениями перед зеркалом, помогающими научиться управлять своими мимическими мышцами. Щедрая и открытая улыбка поможет заручиться дружеским расположением окружающих с первой минуты знакомства.
Научиться читать основные эмоции другого человека позволит овладение методом Экмана. Он знакомит с мимическими проявлениями основных эмоциональных состояний: радости, грусти, страха, удивления, отвращения, гнева. Данная техника прочно вошла в практику психотерапевтов.
Овладение навыками перцепции – полезнейшее из искусств в жизни человека. Оно ведет к эффективному взаимодействию с другими людьми и пониманию себя самого.
LiveJournal
- Твердость характера
- Школьная дезадаптация
- Психология общения
« Предыдущая запись
ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХОФИЗИКА
Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима активность субъекта для дифференциации стимула. Субъекгно-ориентированные теории:
теория бессознательных умозаключений Г.Л.Ф. Гельмгольца; теория перцептивных гипотез Грегори; теория восприятия как процесса категоризации Брунера.
Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения задачи.
Г.Л.Ф. Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула. Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный характер бессознательного: 1) нет опоры на сознательные знания; 2) непреодолимость; 3) следует из прошлого опыта (по аналогии); 4) влияние привычки, тренировки.
Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны. Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную реакцию.
Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта.
Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.
Процесс восприятия: предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация.
У субъекта уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.
Поиск признаков. Если они подтверждают категорию, то подтверждающая проверка.
Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным признакам.
Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).
Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.
Ориентация на взаимодействие, познание как понимание реальности: источник построения образа – контакт с объектом;
• не придается значения прошлому опыту – только настоящее время;
• восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами.
Экологическая теория Гибсона:
Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и переработка информации) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть мышление. Надо уметь извлекать информацию в непосредственном контакте с миром. В мире есть все необходимое для восприятия.
Мы воспринимаем не сетчаткой, а всем телом – принцип встроенное™. Восприятие – психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение информации – активный и непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (сравни с Мюллером).
Что есть «остеопатическая перцепция»?
Дать однозначное определение понятию «остеопатическая перцепция» невозможно. Каждый может понимать значение этих слов по-разному. Само понятие «перцепция», изначально засматривающееся с позиции «восприятия», утрачивает свое первоначальное значение при осмыслении данного вопроса в контексте остеопатии. Э. Стилл, внедривший понятие «остеопатия», позволяет нам рассматривать данный вопрос в том ключе, что клинические симптомы в любом организме не развиваются самостоятельно, а нередко спровоцированы разного рода расстройствами, или дисфункциями. Более того, локально симптоматика зачастую не сходится с той областью, где формируются какие-либо расстройства. Врожденное, данное от природы т.н. «шестое чувство», о котором он зачастую даже не подозревает — возможность перцептировать — то, что может позволить улучшить общее состояние организма.
ВОСПРИЯТИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ
Восприятие – это не пассивный, созерцательный акт. Человек в своем восприятии в той или иной мере сказывается целиком: его отношение к воспринимаемому, его потребности, его интересы, стремления, желания и чувства. Интересы и чувства проявляются в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. На низших уровнях восприятие протекает «стихийно», независимо от сознания, а на высших уровнях оно превращается в сознательно контролируемую деятельность наблюдения. В наиболее совершенных формах наблюдение, приобретая плановый систематический характер, превращается в метод научного познания.
В ходе изучения восприятия оказывается, что оно не является простой суммой ощущений, что оно – сложный целостный процесс и даже целенаправленная деятельность.
В современной психологии память человека определяется как психофизиологические и культурные процессы, которые выполняют функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память – это жизненно важная способностью человека. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Памятью обладают все живые организмы, но память человека находится на самой высокой ступени развития. Если животным присуща генетическая и механическая память, то человек обладает более продуктивными видами памяти, которые связаны с использованием различных мнемонических средств. Таким образом, память человека является своеобразным инструментом, который предназначен для накопления и использования жизненного опыта.
Различия перцепции и апперцепции
Наряду перцепцией, выделяют тесно связанное с ней понятие апперцепции. Процесс перцептивный — это восприятие. Апперцепция также представляет собой прием и обработку зрительной, слуховой и другой информации. Добавление к основному понятию приставки ап- призвано показать всю сложность восприятия. Мы не просто слышим, видим, чувствуем вкус, запах и прикосновение — результат этого проходит через индивидуальную призму. В нее обязательно входит предыдущий перцептивный опыт, на основе которого выносится суждение о предмете. Так мы сравниваем каждый образ с имеющимися эталонами формы – круг это или треугольник, цвета – зеленый или оттенок морской волны и т. д.
Конкретные знания и умения, текущее состояние опосредуют наше изучение окружающего мира и определяют различия в восприятии разных людей. Большое влияние оказывают личные особенности – склонности, интересы, характер, образ жизни в целом, котрые влияют в том числе на восприятие нас самих.