ул. Верхняя Дуброва, 38 ж
Работаем без выходных с 7:00 до 23:00
+7 (4922) 47-10-85

Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, лечение

С началом школьного обучения у некоторых учеников выявляется специфическое логопедическое нарушение – дисграфия. Ребёнок с этим диагнозом в каждом слове совершает по нескольку ошибок, пишет крайне медленно и неаккуратно. Одновременно особых проблем в интеллектуальном плане у него не наблюдается.

Как же проявляется дисграфия у первоклассников и как справиться с этим патологическим явлением? Эти вопрос важны, ведь если не предпринять все необходимые меры, то школьник постепенно превратится в изгоя и неудачника.

Дисграфия – что это?

Под этой логопедической патологией понимают локальное либо полное нарушение письменной функции, связанное с недостаточной сформированностью процессов и механизмов, которые отвечают за выполнение и контроль письменной деятельности.

Чаще всего родители узнают о трудностях с письмом именно в начальном звене, когда начинается целенаправленное обучение этому навыку. В детских прописях и тетрадках обнаруживаются различные ошибки: замена букв («з» вместо «с», «б» вместо «п»), добавление лишних и пропуск нужных букв, слитное написание слов и неправильное формирование слогов.

Просматривая ошибки ребёнка-дисграфика, можно сделать вывод об его неграмотности или лени, но проблемы кроются гораздо глубже. К примеру, сравните слова «солнечные» – «солечние» и «солнечные» – «солничные». На этом примере особенно заметна разница между дисграфией (первый пример) и плохим знанием правил языка.

Кроме того, обычно дети-дисграфики пишут медленно, неразборчиво и неровно, хотя и прилагают множество усилий, чтобы успевать за более сноровистыми одноклассниками. Постоянная неуспешность, выражающаяся в недовольстве педагога и собственных переживаний из-за учительских пометок в тетради, приводит к понижению самооценки.

Также специалисты отмечают, что дисграфия чаще всего идёт «рука об руку» с дислексией – патологическим состоянием, при котором диагностируются выраженные трудности с чтением. Всё это существенно снижает качество обучения и восприятия новых знаний ребёнком.

Этиология дисграфии

Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени является дискуссионным. Многие ученные (М.Лами, К.Лонай, М.Суле) отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.

Но большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.

Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма. (Алалия, дизартрия, афазия).

Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.

Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, «цепочка» детских инфекций, травмы головы).

Виды дисграфии и основные симптомы

Выделяют несколько видов нарушения письменной деятельности.

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребёнок не способен верно произносить звуки, следовательно, при проговаривании неправильно пишет буквы. Терапия этого нарушения подразумевает работу над постановкой звуков.
  • Акустическая. Ошибки на письме возникают из-за проблем с фонематическим слухом. Ребёнок не дифференцирует близкие по звучанию звуки: д-т, з-с, ш-с, ж-з. Всё это не может не отразиться на письменной работе.
  • Оптическая. По причине несформированности зрительно-пространственного восприятия ребёнок неправильно пишет буквы: «зеркалит», не дописывает, чертит лишние детали, заменяет буквы, схожие по графическому признаку.
  • По причине нарушения анализа и синтеза. Ребёнок пропускает либо повторяет слова, слоговые и буквенные элементы, путает приставки и союзы, пишет слитно те слова, которые необходимо писать раздельно, и наоборот.
  • Аграмматическая. Ребёнок неверно изменяет слова в соответствии с падежами, числами и родами. Например, «красивый кошка», «яркий солнце». Нередко подобные нарушения наблюдаются у детей, которые воспитываются в двуязычных семьях.

В особо тяжёлых ситуациях у ребёнка могут сочетаться сразу несколько разновидностей дисграфии. К тому же эта патология нередко возникает на фоне других логопедических нарушений.

Что такое дисграфия и как она проявляется?

Основной особенностью дисграфии можно считать ее, казалось бы, достаточно позднюю диагностику. Диагноз «дисграфия», в подавляющем большинстве, окончательно подтверждают по достижению ребенком младшего школьного возраста. Дело в том, что «письменное косноязычие», как называют дисграфию специалисты, может быть диагностировано только после освоения ребенком азов письма.

Согласно данным официальной статистки, в 70-е годы прошлого века среди младших школьников выявлялось около 11% учеников с дисграфией различной степени, в наши дни – от 20% (в общеобразовательных школах) до 30% (в гимназиях). Если еще 15-20 лет назад, среди учащихся старшей школы крайне редко встречались дети с дисграфией, то сегодня возраст таких детей изменился, ученики с дисграфией встречаются в 8, 9 и даже 11 классах.

Порой, родители, до поступления в школу, были абсолютно уверены в том, что у них растет смышленый, любознательный, хорошо развивающийся малыш, более того, это с готовностью подтверждали все детские специалисты, в том числе и детский психолог. Но после непродолжительного периода учебы, родители и педагоги начинают замечать некоторые странности, а именно наличие в письменной речи школьника однотипных, многократно повторяющихся ошибок:

  • смещение букв внутри слога;
  • замена одних букв другими (иногда сходными по звучанию);
  • «обрезание» окончаний слов;
  • не соблюдение слоговой структуры слова (пропуски целых слогов, перестановка их местами или добавление лишних букв);
  • сложности с формированием почерка – «пляска букв», их разный размер при написании, иногда, отдельные буквы могут «вываливаться» под строчку;
  • медлительность при письме.

Подобные ошибки появляются на фоне абсолютного знания правил орфографии и написания слов, ребенок быстро и легко декларирует правило написания тех или иных слов, но написать сами слова, без допущения ошибок, самостоятельно не в состоянии.

Причиной нарушений при дисграфии является сбой в привычной для нас цепочке: правильно услышал (воспринял звучание каждого отдельного звука, их последовательность), представил, как это должно быть записано (перевел услышанные звуки в зрительный образ букв), записал (передал на письме образ услышанных букв и звуков).

Такое развитие ситуации – это повод задуматься, более внимательно понаблюдать за ребенком (ни в коем случае нельзя ругать или наказывать ребенка, а также заставлять его многократно переписывать текст, где были допущены ошибки – это не даст никаких положительных результатов). Если подобная проблема повторяется – возможно, речь идет об одном из видов дисграфии у младших школьников, а значит необходимо обратиться к специалистам.

Коррекция расстройства

Ребёнку, который страдает расстройством письменной деятельности, необходима квалифицированная поддержка логопеда-дефектолога. Обычной помощи педагога, который пытается привить неуспевающему ученику грамотность, недостаточно.

Курс коррекционных занятий составляется после определения типа дисграфии и тяжести логопедического расстройства. Работа дефектолога позволяет:

  • устранить недостатки произношения звуков и фонематики;
  • увеличить словарный запас;
  • усовершенствовать грамматическую сторону речевого процесса;
  • формировать связную речь;
  • развивать аналитические и синтетические возможности;
  • улучшить фонематическое и пространственное восприятие;
  • улучшить познавательные процессы.

Умения, которые были получены в ходе коррекционной работы, закрепляют с помощью письменных упражнений. Помимо логопеда, детей нужно показать неврологу, чтобы определить наличие различных функциональных и органических поражений головного мозга. Если таковые будут обнаружены, доктор назначит соответствующие лекарственные препараты, физиотерапевтические процедуры, лечебную гимнастику и прочие мероприятия.

Речевая симптоматика дисграфии

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и «Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак).

Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве «Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие дети медленно, неровно; если они, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Профилактика дисграфии у младших школьников

Любые виды как устной, так и письменной речи не возникают на пустом месте. Поэтому профилактику дисграфии у младших школьников следует начинать буквально с первых дней их жизни, уделяя огромное внимание становлению речевой функции. При речевых нарушениях немаловажную роль в их развитии играют следующие факторы:

  • Социальное окружение;
  • Внешняя среда;
  • Анатомо-физиологические возможности.

Профилактика дисграфии у младших школьников должна быть основана на компенсаторных возможностях организма любого человека и в частности его нервной системы.

Нормальное развитие речи предусматривает наличие нескольких этапов: гуление, лепет, затем лепетный монолог и только потом малыш начинает говорить свои первые слова, а несколько позже строить из них предложения. Каждый этап речевого развития должен начинаться в определенном возрасте и продолжаться определенное время. Любые нарушения этого развития, например, отсутствие гуления, должны стать для родителей сигналом тревоги!

Профилактика дисграфии у младших школьников должна начинаться с самого их рождения, особенно если ребенок имеет те или иные проблемы с речью.

Дисграфия: упражнения по коррекции

Для успешного преодоления проблемы существует ряд специальных упражнений.

  1. Например, ребенку предлагают выделять определенные буквы в написанном тексте. Для этого подбирается скучный для ребенка текст с небольшим количеством абзацев и крупным шрифтом, в котором предлагается зачеркнуть в словах, например, все буквы «а», затем – все буквы «о» и так далее. В течение дня на данное упражнение тратится не более 5 минут. Через неделю можно усложнить задание: ребенку предлагают выделять уже 2 буквы, при этом одну зачеркивать, а другую обводить или подчеркивать. Выбираются «парные» буквы, те, которые ребенок путает при письме (их обычно можно обнаружить, рассмотрев рабочие тетради вашего школьника).
  2. Обязательно проговаривать при письме слова, обращая внимание на звуки, которые произносятся не так, как пишутся. То есть мы говорим: «На стале стайал куфшын», а записывая это, ребенок должен произносить: «На стОлЕ стОЯл куВшИн» (называя те буквы, которые будут написаны). Главное — не забывать «озвучивать» и конец слова, так как дисграфия у школьников часто проявляется недописыванием слов до конца.
  3. Очень важно тренировать почерк. Для этого в тетради в клеточку предложите ребенку писать так, чтобы каждая буква слова помещалась только в одну из клеточек и заполняла ее всю.

Каким образом можно бороться с дисграфией

Коррекция дисграфии – это, прежде всего, совместная работа родителей, учителей и квалифицированного логопеда, так как маме и папе самостоятельно эту проблему решить не удастся.

Важно помнить, что если у ребенка имеются нарушения в устной речи, то исправление дисграфии начинают с коррекции произношения!

Занятия у логопеда проводят по разработанной системе. Для этого используются разные речевые игры, а также специальная азбука для складывания слов и выделения их грамматических элементов.

Ребенок в процессе обучения должен усвоить, как именно произносятся определенные звуки, и какие буквы им соответствуют. Логопед отрабатывает с малышом различия между твердым и мягким или глухим и звонким произношением звука, повторяя слова, подбирая их по заданным звукам, анализируя звуковой и буквенный состав выбранных слов и т.п.

Часто детям помогает использование наглядного материала для запоминания очертаний букв, например: «О» — бублик или обруч, «Ж» — жук, «С» — полумесяц.

Смотреть галерею

Несколько слов о методике Мазановой Е. В.

Отлично описала работу с детьми, имеющими диагноз «дисграфия», Мазанова Е. В. в своих работах, посвященных разным видам данной патологии. Для каждого из них учитель-логопед высшей категории разработала содержательные и красочные рабочие тетради и альбомы. Методики этого автора широко используются специалистами для практических занятий и приносят, судя по отзывам, ощутимый успех.

Так, например, Мазанова советует для лучшего запоминания буквенного образа предлагать детям лепить их из пластилина, писать в воздухе, обводить по готовому контуру, пытаться найти различия в оптически сходных буквах, находить определенную букву при наложении нескольких изображений друг на друга и т.п.

Но, несмотря на кажущуюся доступность и простоту методик, разработанных для коррекции дисграфии, хочется еще раз обратить внимание родителей на то, что заниматься самостоятельно без регулярных консультаций со специалистом с ребенком, страдающим этой патологией, неразумно. Вы потеряете драгоценное время и добьетесь минимальных результатов!

Смотреть галерею

Является ли дисграфия самостоятельным заболеванием, и можно ли ее предупредить

Можно смело утверждать, говоря о диагнозе «дисграфия», что это не самостоятельная болезнь, так как она обычно сопровождает какие-то патологии неврологического характера, нарушения слуха, двигательного аппарата, слухового или зрительного анализатора.

Смотреть галерею

Возможность предупреждения названной проблемы – до сих пор открытый вопрос. Специалисты считают, что профилактика дисграфии в принципе невозможна, так как в современной медицине нет четкого понимания причин возникновения данной патологии. Зато абсолютно реальным является выявление риска дисграфии или ее ранних признаков еще до поступления в школу, что может значительно облегчить борьбу с ней.

Обычно к таким относят детей из двуязычных семей, переученных левшей, деток с нарушением воспроизведения звуков, а также концентрации внимания и памяти. Таких ребят стоит показать логопеду и провести с ними специальное тестирование, чтобы иметь возможность как можно раньше начать коррекцию.

Механизм дисграфии

Чтобы понять механизм развития дисграфии, начну издалека. Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля… Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

А учить надо, потому что искажение одного — двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова «дочка–точка», «уголь–угол», «палка–балка», «чашка–Сашка». Замена глухого звука звонким звуком, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно, поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга «отвечает» за письмо? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует» предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более «древняя», автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям «объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный» характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываются влево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако, врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Симптомы дисграфии

При данном нарушении дети при письме допускают очень много «глупых» ошибок, например, не пишут заглавные буквы. За это их часто ругают взрослые, а одноклассники насмехаются над ними. В результате ребенок начинает отказываться ходить на занятия, замыкается в себе и у него развивается депрессивное состояние.

Одним из симптомов дисграфии является то, что ребенок путает буквы «Э» и «З» или «Ь» и «Р». Под диктовку дети с этой патологией пишут очень медленно, а почерк их порой такой неровный, что разобрать его практически невозможно. При этом следует понимать, что если ошибки в диктантах связаны с незнанием ребенка правил грамматики, то они не относятся к понятию дисграфии.

Для дисграфии характерно появление ошибок в сильных фонетических позициях. Например, ребенок пишет вместо слова «корова» «корофа», или же вместо «дым» «дм». А вот обычные орфографические ошибки обычно возникают в слабых позициях. Допустим вместо «росток» ребенок пишет «расток».

Говорить о дисграфии можно только у детей школьного возраста, так как для дошкольников они еще считаются одним из вариантов физиологической нормы.

Как независимое нарушение дисграфиию не рассматривают. Обычно эта патология сочетается с различными неврологическими дисфункциям, нарушениями функций зрительного, речевого, двигательного или слухового анализатора.

Несколько советов родителям

Если у вашего ребенка дисграфия, не ругайте его за ошибки, не заставляйте по много раз переписывать текст, иначе вы добьетесь лишь неуверенности малыша в своих силах и поселите в нем нелюбовь к письму и чтению. Обязательно хвалите ребенка за каждый успех, но не перехваливайте. Кроме того, не показывайте свою сильную озабоченность возникшей проблемой, чтобы не развить у ребенка чувство неполноценности.

Нужно учитывать при диагнозе «дисграфия», что это, как правило, такое состояние, при котором развивается хорошая зрительная память (в качестве замещения дефекта), поэтому таким детям не стоит предлагать упражнения, где нужно исправить изначально допущенные ошибки. Это может оказать ребенку «медвежью услугу».

Диктанты в таких случаях пишутся медленно, с проговариванием всех букв и знаков препинания перед началом письма, а затем и во время него.

Смотреть галерею

Меры предосторожности

Занятия для развития моторики — один из способов профилактики дисграфии

Профилактика дисграфии у детей включает в себя следующие мероприятия:

  • развитие психических функций еще до начала освоения письма;
  • занятия для развития крупной и мелкой моторики;
  • обучающие игры;
  • упражнения на развитие памяти и внимания, мышления;
  • занятия на музыкальном инструменте.

Если у ребенка отсутствует серьезное нарушение, то дисграфию может сделать обратимой. Важно заниматься со своим малышом, начиная с раннего возраста, развивать его навыки. При малейшем подозрении на дисграфию, нужно своевременно обращаться к узким специалистам для подтверждения диагноза и начала коррекции состояния.

Логопед Анна Белик

Дисграфия (dis – расстройство, grapho – писать) – частичное нарушение письма.

Этот диагноз ставится при допущении систематических ошибок на письме. При этом вовсе необязательно, что Вы не знаете правил грамматики. Такие ошибки настолько необъяснимы со стороны, что кажутся опечатками. Это замены, пропуски, перестановка букв, вставка лишних, недостаток или избыток пробелов между словами, разделение одного слова на части. Например, «стод» вместо «стол», «кнега» вместо «книга». Ещё один признак дисграфии у детей — путаница с похожими «внешне» буквами (такими, как прописные «д» и «б», «п» и »т») и лишние «палочки» и «крючки» у букв «Ш» и «Щ».

Однако не спешите ставить ребёнку диагноз «дисграфия» в дошкольном возрасте — трудности на начальном этапе освоения науки письма естественны. Насторожиться стоит, если школьный «стаж» перевалил за полгода, а ошибки укоренились.

В ходе диагностики определяется один из видов дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая — связана с нарушением речевого аппарата и звуковосприятия
  • акустическая — на основе нарушения различия звуко
  • на почве нарушения языкового анализа и синтеза
  • аграмматическая
  • оптическая

Каковы возможные причины появления дисграфии?

  • в первую очередь — неврологические нарушения (ПЭП, родовая травма и другие ), ведь за речь отвечает кора головного мозга.
  • продолжительные соматические заболевания
  • неблагоприятные внешние факторы («непримерная» речь окружающих, двуязычие, педагогическая запущенность)

Широко распространены случаи, когда дисграфия вызвана сочетанием речевого и нервно-психического расстройств.

В любом случае главное — определить и устранить причину возникновения нарушения письма.

Способствовать появлению дисграфии может и нарушение/отсутствие следующих необходимых условий развития навыка письма:

  • все звуки речи произносятся Вами правильно, Вы безошибочно определяете каждый на слух, можете выделить звук на фоне целого слова и определить его местоположение в нём;
  • грамматический навык: Вы умеете согласовывать слова (например, роды существительного и относящегося к нему прилагательного), правильно употребляете предлоги;
  • полноценно сформированы представления о пространстве и времени. У Вас не возникает затруднений в определении формы, размеров, расположения предметов, Вы понимаете последовательность тех или иных явлений.

Письменная речь поддаётся корректировке гораздо сложнее, чем устная. В основе нарушений письма (и как следствие ухудшения успеваемости) чаще всего лежат неисправленные вовремя дефекты звукопроизношения. Вот почему необходимо устранить последние как можно раньше.

Серьёзным препятствием на пути преодоления дисграфии является нарушение речевого слуха. Но, как бы трудна не была проблема, решить её придётся, ведь искажение даже одного звука может оставить высказывание непонятым. Не сомневайтесь: эта проблема вполне преодолима.

Что включает в себя работа над устранением дисграфии?

  • развитие речевого слуха
  • «налаживание» фонематических механизмов
  • тренировку слухового внимания и слухо-речевой памяти
  • звуко-буквенный анализ слов

Специалист-логопед научит Вас отличать твердое произношение от мягкого, а глухое — от звонкого. Самое трудное для ребёнка в этой работе — правильно «перевести» услышанный звук на язык знаков, то есть букв, то есть научиться быстро ориентироваться в стремительном потоке воспринимаемой речи.

Для полноценного и окончательного устранения дисграфии необходимо согласованное сотрудничество логопеда, психолога, невролога и родителей.

Ну а если Вам ещё не пришлось столкнуться с дисграфией, вот несколько рекомендаций для профилактики

Как только ребёнку исполнилось 2 года, внимательно и систематически проводите анализ его формирующейся речи и поведения:

  • есть ли трудности в различием речевых звуков
  • достаточно ли он ориентируется в пространстве и времени (осознаёт ли понятия «времена года», «дни недели», «вчера-сегодня», «раньше-сейчас»)
  • нет ли левшества
  • достаточен ли словарный запас
  • соответствует ли норме построение фразы

Если результат такого анализа неудовлетворителен хотя бы по одному из критериев, немедленно начинайте работу над устранением «слабого звена».

Из практики

Женя, 3 класс

Исходные данные: стабильная неуспеваемость по русскому языку, дизартрия, фиксированные ошибки при письме (не ставит точку в конце предложения, путает буквы Е и З, О и А, не усвоены правила орфографии 1 класса, предлоги слитно), чтение замедленное и с ошибками.

Из анамнеза: резидуальная энцефалопатия, речь появилась в 4 года.

В ходе диагностики выявились: быстрая утомляемость, отвлекаемость, неврозоподобное поведение, снижение памяти, слабая ориентация в пространстве и времени, низкая мотивация к учебе. Ребенок направлен на обследование и лечение неврологом, параллельно проводились систематические коррекционные логопедические занятия.

Диагноз: нарушение письма смешанного типа.

В результате работы с логопедом количество ошибок на письме сократилось, успеваемость повысилась, ребёнок стал посещать школу с энтузиазмом.

Катя, 2 класс

Неуспеваемость по русскому языку: в письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены букв Б на Д, О на А, У на И, пропуски букв и слогов,ошибки в написании окончаний слов, слитное написание слов, предлогов). Чтение замедленное, с ошибками.

При обследовании выявлена Слабая слухоречевая память: невозможность воспроизвести слоговые ряды, предложения, простую скороговорку. Словарный запас бедный, наблюдается аграмматизм в устной речи. Связная речь не развита. С трудом определяет расположение предметов в пространстве слева — справа Эмоционально-волевая сфера не сформирована. Катя не любит ходить в школу, усилий к учёбе не прикладывает, самооценка занижена.

Диагноз: нарушение письма смешанного типа.

Направлена на консультацию у психолога и неврологическое обследование.

В результате коррекционных занятий количество ошибок на письме сократилось, успеваемость повысилась, Катя записалась в кружок риторики.

Записаться на приме: по ссылке

Методы лечения

Дисграфия у детей, коррекция включает в себя следующие моменты:

  • при оптической форме письменно выполняются специальные упражнения, главная задача научиться узнавать и различать схожие предметы, элементы;
  • упражнения для развития памяти, восприятия, мышления;
  • используют речевые игры для развития языкового синтеза и анализа, например, речевую арифметику или наборщик, ребенку предлагают придумать или отгадать ребус или загадку;
  • работа, направленная на развитие лексико-грамматической структуры речи;
  • при акустической форме дают задания, основанные на формировании распознавания фонем на уровне слогов, словосочетаний;
  • если нарушено звукопроизношение, выполняется задание на автоматизацию, постановку звуков речи и обучение различия со схожими по произношению;
  • если имеют место органические факторы появления дисграфии, то может возникнуть необходимость в медикаментозной терапии, лечебной физкультуре, массаже и физиотерапии.

Занимаемся дома

Если выявлена дисграфия у детей дошкольного возраста, то лучше сразу обратиться за помощью к специалистам, не запускать состояние ребенка. Иногда родители хотят обойтись своими силами.

  1. Развивать моторику можно при помощи лабиринта. Важно, чтобы малыш проводил линию без отрыва, движение совершал исключительно рукой, листок не перемещал. Благоприятное воздействие окажет штриховка, рисование графических диктантов, нахождение букв и предметов в сюжетных картинках.
  2. Чтоб развить внимание, если имеют место оптикопространственные нарушения, дают задания на:
  • буквенное конструирование из отдельных элементов;
  • превращение одних букв в другие;
  • расшифровку символов, которыми изображают буквы;
  • задают искать литеры в предметах;
  • вставлять пропущенные слова в предложение или буквы в слова;
  • чтоб малыш смог зрительно запомнить то, как выглядит буква, ему поможет упражнение, при котором нужно будет обводить в тексте или вычеркивать заданную букву.
  1. Если имеет место нечеткое или неправильное произношение звуков, то необходимо в предложенных словах пытаться найти загаданный звук, придумывать новые слова с ним. Эффективным является изучение скороговорок и стихов.
  2. Если есть необходимость в развитии лексико-грамматического построения речи, то можно заняться игрой «скажи наоборот». Задача малыша — к услышанному слову подобрать вариант с противоположным значением.
  3. Если отсутствует фонематическая система, нужно выполнять упражнения на определение расположения звуков в длинном слове. Для этого необходимо слово разрезать на три части, чтобы имелось начало, середина и конец. Задача ребенка – определять, из какой части заданный звук. Также можно играть, создавая новые слова из последнего слога.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации